16+
Воскресенье, 5 мая 2024
  • BRENT $ 82.78 / ₽ 7590
  • RTS1184.68
1 апреля 2022, 21:10 Политика

За лизинг транспорта Россия будет расплачиваться рублями

Лента новостей

Российские компании смогут расплачиваться рублями с компаниями из «недружественных стран» за покупку, лизинг и аренду самолетов. Соответствующий указ подписал президент РФ

Фото: Валерий Шарифулин/ТАСС

Владимир Путин утвердил схему расчетов с зарубежными лизингодателями. Касается это в первую очередь самолетов из «недружественных стран»: оплата иностранцам будет проходить через счета банков России. Схема схожа с оплатой зарубежными компаниями газа за рубли.

На совещании по развитию авиаотрасли российский президент говорил, что в новой схеме расчета за самолеты будет учитываться, из какой страны лизингодатель. Предположение, что речь идет о списке «недружественных стран», оказалось верным. Согласно указу, транспортные компании — в нашем случае авиаперевозчики — будут перечислять на счет в российском банке сумму платежа в рублях, а лизингодатель конвертирует рубли в свою валюту. Учитываться будет курс Центробанка на день платежа.

Если упростить, это та же схема с оплатой иностранцами российского газа за рубли, только наоборот. Теперь Россия платит иностранцам. Есть в указе еще пара условий: специальная комиссия будет решать, позволить ли компаниям платить за лизинг конкретной стране. Кабмину дадут право определить другой порядок расчетов с лизингодателями.

Лучше уж такая схема, чем полный обрыв всех товарно-денежных отношений, считает авиаэксперт, главный редактор интернет-портала «Арсенал Отечества» Дмитрий Дрозденко:

Дмитрий Дрозденко авиаэксперт, главный редактор интернет-портала «Арсенал Отечества» «Западным партнерам ни первая, ни вторая схема, естественно, не нравится — ни за газ, ни за самолет, ни вообще за что-либо платить таким образом, потому что в этой ситуации финансовые средства выводятся из-под западной юрисдикции. Но нравится, не нравится — жить придется. Написано, что правительственная комиссия может выдавать специальные, особые разрешения на оплату в валюте платежа. То есть если мы очень заинтересованы, допустим, Boeing или Airbus, запасные части поставить, нам скажут: «Платите только по старой схеме, только в рублях, только в долларах». Понятное дело, нам в этой ситуации это будет выгодно. Но ситуация сдвигается с мертвой точки, она становится все более понятной. Наконец, самолеты переведены в российскую юрисдикцию, хотя авиакомпаниям говорили про это давно. Постепенное разрешение этой ситуации, выведение ее из политической мотивации положительно влияет на бизнес как с нашей, так и с их стороны».

Последние недели кабмин предпринял несколько шагов по сохранению в России хоть какого-то авиапарка. До событий на Украине в лизинге было две трети самолетов. По словам вице-премьера Юрия Борисова, сейчас в российские реестры заносятся оставшиеся в стране Boeing и Airbus. Путин ранее подписал закон, который позволяет это делать: все потому, что Запад первый нарушил свои контрактные обязательства, отмечал президент. Российские перевозчики просто продолжили использовать лизинговые самолеты. Не получится ли так, что, раз страна «недружественная», она может вообще ничего не получить либо по ней обязательства будут выполняться в последнюю очередь? Ведь если страна «дружественная», то есть любая другая, с ней денежные отношения остаются прежними. Опасение оправданно, считает независимый аналитик Дмитрий Адамидов:

Дмитрий Адамидов независимый аналитик «Текст указа даже специалисты иногда читают по-разному. Тут нужны какие-то разъяснения от Росавиации, банков. У лизингодателей в этой истории проблем гораздо больше, чем у авиакомпаний. Они не получают лизинговые платежи, соответственно, они не могут расплачиваться по своим обязательствам, и им грозит если не банкротство, то очень серьезные финансовые проблемы. Кроме того, лизинговый контракт можно переуступить, тоже как один из выходов, потому что тогда страна окажется вроде как «дружественной», санкции не поддерживающей и так далее. Все зависит от конкретного действующего субъекта, как он видит ситуацию. Бывает, что иски подаются, это приглашение к диалогу».

Указ о новом порядке расчета с лизингодателями за рубли может быть еще и попыткой защититься от исков иностранных компаний. Крупнейший в мире лизингодатель — ирландская компания AerCap — уже подал иск на 3,5 млрд долларов к России. С начала операции на Украине она смогла вернуть только 22 своих самолета из 135. Понятно, что Россия ничего платить не будет, — теперь для этого есть юридические обоснования. Новый же указ позволит российским перевозчикам сказать своим зарубежным лизингодателям: либо получаете оплату за лизинг в рублях, либо вообще ничего не получаете, самолеты в любом случае остаются в России. Выбор в данном случае будет предельно простой.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию