16+
Пятница, 29 марта 2024
  • BRENT $ 87.07 / ₽ 8033
  • RTS1129.34
25 марта 2010, 17:16 КомпанииПолитика

Белоруссия тянет Россию в суд

Лента новостей

Белоруссия подала в экономический суд СНГ иск к России, касающийся правомерности экспортных пошлин на нефтепродукты. Даже эксперты уже запутались в юридических аргументах сторон

Белоруссия подала в экономический суд СНГ иск к России, касающийся правомерности экспортных пошлин на нефтепродукты. Фото: AP
Белоруссия подала в экономический суд СНГ иск к России, касающийся правомерности экспортных пошлин на нефтепродукты. Фото: AP

Белоруссия подала в экономический суд СНГ иск к России, касающийся правомерности экспортных пошлин на нефтепродукты. Даже эксперты запутались в юридических аргументах сторон и заочно спорят между собой по поводу новой эскалации конфликта между двумя соседними государствами. Но вряд ли истина будет найдена в суде — дело носит слишком политический характер.

В сообщении пресс-службы министерства юстиции Белоруссии разъясняется, что иск подан в отношении нефтепродуктов и нефтехимического сырья, которые поставляется из России в Белоруссию. В качестве обоснования иска в Минске ссылаются на межправительственные документы с РФ, которые были подписаны в 1992 и 1995 годах и предусматривают режим свободной торговли без изъятий и ограничений.

Экономический суд СНГ выполняет функции суда ЕврАзЭС. Как заявил днем в четверг руководитель секретариата суда Грачья Симонян, «на данный момент иск Белоруссии не поступал в секретариат экономического суда». Он также пояснил, что сроки рассмотрения иска после его поступления могут составить от полугода и более.

Заявление об иске последовало буквально через несколько дней после визита Владимира Путина в Белоруссию, где стороны договорились продолжить сотрудничество по дальнейшей интеграции в рамках единого экономического пространства. Однако эта встреча, которая состоялась в отсутствие в Белоруссии Александра Лукашенко, мало что дала в области урегулирования нефтяного конфликта.

Ранее условия поставки нефти в 2010 году из России в Белоруссию явились камнем преткновения при создании единого Таможенного союза между Россией, Белоруссией и Казахстаном. Белорусские официальные лица заявляли, что если Россия не согласится на беспошлинные поставки нефти, то Белоруссия выйдет из состава Таможенного союза.

В стоимостном объеме экспортная пошлина на нефть в РФ с 1 января 2010 года составляет 267 долларов за тонну. При этом пошлина на светлые нефтепродукты составляет 192,2 доллара за тонну, а на темные — 103,5 доллара. В 2009 году Белоруссия импортировала из России свыше 3 млн тонн нефтепродуктов.

Напомним, по распоряжению ФТС РФ с 1 января 2010 года поставка в Белоруссию нефтепродуктов, в том числе нефтехимического сырья, осуществляется с взиманием экспортных пошлин. Изначально данное распоряжение касалось и сырой нефти, но 27 января стороны подписали межправительственный протокол об условиях торговли нефтью в 2010 году, и с 1 февраля начались поставки беспошлинной нефти. В соответствии с протоколом, беспошлинно в Белоруссию в 2010 году будет поставлено 6,3 млн тонн нефти, остальной объем поставок должен включать в цену сумму полной российской пошлины.

На судебные козни Белоруссии уже последовала реакция официальных представителей России. Как отметил советник по экономическим вопросам посольства РФ в Минске Андрей Кузнецов, Россия взимает экспортные пошлины на поставляемые в Белоруссию нефтепродукты и нефтехимическое сырье в соответствии с национальным законодательством. «В России есть перечень специальных товаров, оборот которых, в соответствии с законодательством, осуществляется с взиманием пошлин», — приводят слова чиновника информагентства.

Ранее белорусские эксперты указывали на неправомерный характер российского налогообложения. Так, старший партнер юридической группы «АргументЪ» Денис Алейников заявлял, что исходя из общей теории права, правовых оснований для взимания пошлины в размере 100% не имеется, а условия взимания пошлин можно определить исключительно путем новых договоренностей между сторонами и внесения необходимых дополнений в рассматриваемое соглашение».

С ним соглашалась и председатель правления Белорусского общественного объединения юристов-хозяйственников Лилия Власова, по мнению которой решение Москвы о взимании таможенных пошлин на всю поставляемую в Белоруссию нефть являлось незаконным. По ее словам, «любая правовая норма должна пониматься и читаться буквально» и статья № 2 Соглашения между Беларусью и Россией в области экспорта нефти и нефтепродуктов от 2007 года определяет размер вывозной таможенной пошлины, исходя из ставок, установленных в соответствии с законодательством России с применением определенных коэффициентов. «Статья представляет собой одно предложение, включающее, по сути, два одновременных условия для определения размера ставок, — заметила Власова. — Первое — размер пошлины определяется исходя из ставок, установленных в соответствии с законодательством России; второе — должен применяться некий коэффициент. Второе условие начиная с 1 января 2010 года не определено. Соответственно, норма целиком прекратила свой временный характер, поскольку соглашением коэффициент на 2010 год не предусмотрен, и стороны не провели корректировку этой статьи».

«И по российскому, и по белорусскому законодательству, если нет такого элемента пошлины, как ее размер, то нет и оснований для взимания пошлин», — резюмировала эксперт.

А белорусский юрист Галина Комаровская указывала, что согласно статье 15 Конституции РФ, любое международное соглашение, участницей которого является Россия, в том числе и любое белорусско-российское соглашение, имеет приоритет над национальным законодательством. «Оно является единственным правовым основанием для взимания пошлины на нефть, поставляемую из России в Беларусь, так сказать, специальным международным договором по данному вопросу».

Но в связи с тем, что после нового года между двумя странами были достигнуты новые договоренности ситуация в юридическом отношении также изменилась. По словам Кузнецова, подписанный сторонами 27 января 2010 года межправительственный протокол к соглашению об условиях торговли нефтью от 12 января 2007 года «не регулирует вопросы торговли нефтепродуктами, они не подпадают под действие протокола». Поэтому он считает, что теоретически для отмены экспортных пошлин на нефтепродукты и нефтехимическое сырье при экспорте их в Белоруссию «необходим другой документ, который мог бы регулировать эти вопросы».

Кузнецов также отметил, что по межправительственному протоколу Белоруссия имеет право самостоятельно определять налоговую политику в отношении экспортных пошлин на нефтепродукты, выработанные из российской нефти, которая поставляется с включением в цену пошлины.

Ранее, в 2007–2009 годах, Белоруссия обязана была синхронизировать с Россией сроки поставок и размер экспортных пошлин на нефтепродукты. Но с 1 февраля в Белоруссии указом президента отменены экспортные пошлины на нефтепродукты, полученные из пошлинной российской нефти. Поэтому Андрей Кузнецов полагает, что с принятием протокола эта тема «выпала» из январского соглашения» (от 12 января 2007 года), и Белоруссия теперь вольна определять налоговую политику на нефтепродукты, полученные из пошлинной нефти в соответствии с национальным законодательством.

Напомним также, что до 1995 года Россия поставляла всю нефть в Беларусь беспошлинно. В 1995 году по инициативе Москвы было подписано двустороннее соглашение об условиях поставки нефти и разделе экспортной пошлины при экспорте нефтепродуктов. Согласно документу, при разделе экспортной пошлины в российский бюджет направлялось 85%, остальные 15% получала Белоруссия. Однако белорусская сторона денонсировала данное соглашение в одностороннем порядке, и в период с 1997 по 2001 годы Россия не получала никакой компенсации.

В результате, в 2006 году правительство России приняло постановление о введении 100-процентной пошлины на поставки нефти в Беларусь, против чего категорически возражал Минск. Компромисс был найден только в январе 2007 года, когда стороны подписали трехлетнее соглашение о сотрудничестве в нефтяной сфере, действие которого и закончилось в конце 2009 года.

Как бы там ни было, главный редактор The Russian Energy Weekly Михаил Крутихин не сомневается, что иск Белоруссии к России не будет иметь каких-либо юридических перспектив, поскольку в рамках Таможенного союза Россия полностью согласилась удовлетворить все внутренние потребности Белоруссии в сырой нефти, и эта договоренность «была принята белорусским руководством».

Что касается нефти сверх этого объема, то, как считает эксперт, за нее действительно необходимо платить таможенную пошлину, поскольку она принадлежит российским компаниям, и в ее добыче белорусы никак не участвовали. Поэтому экспортировать эту нефть без пошлины как свою собственную и брать за нее пошлину в свой карман, это «не логично и даже с арифметической точки зрения не рационально».

«А как Россия будет поставлять в Белоруссию нефть по внутренним ценам только для того, чтобы Белоруссия потом ее экспортировала с прибылью для себя? Белоруссия не добывала эту нефть. Это будет подарок Белоруссии, это будет субсидирование Белоруссии в очень серьезных рамках, — возмутился Михаил Крутихин. — Речь идет примерно о 4,5 или даже о 5 млн тонн в год в подарок. И если учесть, что таможенная пошлина на каждую тонну нефти составляет 270 долларов, то можно сосчитать, какую пользу Белоруссия собирается извлечь из такого паразитирования на труде российских компаний».

При этом он сомневается, что реакцией России на судебную тяжбу станет прекращение бесплатных поставок нефти. «Таможенный союз существует, есть договоренности. Поэтому Белоруссия будет и дальше получать нефть для собственного, внутреннего потребления по внутренним ценам России, без таможенной пошлины», — заключил Крутихин.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию