16+
Пятница, 26 апреля 2024
  • BRENT $ 89.57 / ₽ 8241
  • RTS1186.79
21 апреля 2022, 02:32 Политика
Актуальная тема: Антироссийские санкции

Сколько еще пакетов санкций в арсенале Запада? Комментарий Георгия Бовта

Лента новостей

В готовящемся шестом пакете антироссийских санкций ЕС, скорее всего, будут запреты на поставки российской нефти. Ряд стран уже объявил о принципиальном решении об отказе от российских нефти и в перспективе газа, несмотря на крайне негативные последствия этих решений. Экономическая война ЕС с Россией идет не на жизнь, а на смерть, отмечает политолог

Георгий Бовт.
Георгий Бовт. Фото: Михаил Фомичев/ТАСС

Евросоюз разрабатывает шестой пакет антироссийских санкций, который в той или иной форме может предусматривать введение эмбарго на поставки российской нефти. Великобритания планирует ввести новые санкции против России уже на этой неделе. Новые ограничения затронут, скорее всего, предприятия военно-промышленного комплекса России, а также состоятельных бизнесменов и их родственников. Возможно повышение пошлин на ряд российских товаров.

Кроме того, в ближайшие недели Лондон также может ввести дополнительные ограничения в отношении лиц и организаций, про которых считается, что они «распространяют российскую дезинформацию». В санкционный список Великобритании в отношении России, с учетом ограничений, объявленных до начала спецоперации на Украине, уже входят более 1300 человек, компаний и банков. Список ЕС примерно такой же. Накануне пресс-секретарь Белого дома Джен Псаки также допустила введение санкций против России уже на этой неделе. Сколько еще санкционных пакетов в запасе у коллективного Запада?

Евросоюз готов обсуждать введение нефтяного эмбарго против России. Это произойдет после второго тура президентских выборов во Франции с тем, чтобы не помешать Эммануэлю Макрону победить. Но не позже конца мая, когда намечен саммит ЕС по Украине.

Российская доля в потребляемой в Евросоюзе нефти составляет 27%, для отдельных стран она выше, скажем, для Германии — 34%. Поэтому Берлин, а также Будапешт возражают против немедленного эмбарго. Чтобы убедить Берлин принять его — с определенным периодом адаптации — может быть предложен вариант разновременного отказа от нефти, перевозимой танкерами, и той, что поступает по нефтепроводам (как раз вариант ФРГ). Другие готовы рвать по живому. Так, Польша, чья зависимость от российских нефти и нефтепродуктов также велика, готова полностью покончить с ней уже в этом году. Литва стала первой страной ЕС, которая отказалась полностью от российского газа и готова немедленно отказаться от нефти, при том, что два года назад зависела от нее на 63%.

Звучат предложения замораживать часть или весь объем платежей России за нефть на неких эскроу-счетах до тех пор, пока не будут прекращены военные действия на Украине. Как будет работать такой механизм, пока непонятно.

Согласованный курс ЕС предусматривает полный отказ от всех российских энергоносителей к 2027 году. То есть через пять лет. К отказу от поставок российского угля, доля которого доходила до 46%, Европа дозреет в августе. По газу, с долей около 40%, обещают сократить импорт на 66% до конца года. Решительная перетряска рынков уже привела к повышению цен. В результате чего российский бюджет, даже с учетом отказа ряда контрагентов иметь дело с российскими энергоносителями и продажи нефти Urals с дисконтом не менее 30%, все равно имеет вполне достаточные поступления, что Брюсселю, конечно, не нравится.

На днях Владимир Путин отметил, что «по итогам первого квартала положительное сальдо текущего счета платежного баланса превысило 58 млрд долларов, и это исторический максимум». При этом такие страны, как Турция, Индия и Китай пока не слишком усердствуют в санкционном давлении на Москву, хотя в целом соблюдают основные ограничения, опасаясь вторичных санкций Америки. На Западе были большие надежды на то, что страны Персидского залива нарастят добычу нефти, чтобы заместить российскую долю.

Однако на днях наследный принц Саудовской Аравии Мухаммед бин Салман снова отверг попытки Вашингтона убедить его сыграть против Москвы. В том числе потому, что не простил Байдену резких выпадов в связи с убийством опального саудовского журналиста Хашогги и вообще критики политики Эр-Рияда в области прав человека. Королевство предпочитает сближение с Китаем, а в отношениях с Москвой пока соблюдает параметры картельного соглашения ОПЕК+. Наследный принц даже проигнорировал звонки Байдена с целью убедить его нарастить экспорт нефти. До последнего времени Евросоюз импортировал 2,2 млн баррелей сырой российской нефти и 1,2 млн баррелей нефтепродуктов в сутки. Вряд ли удастся свести весь этот импорт к нулю уже в этом году.

Пока непонятно, будут ли еще расширены санкции в части поставок в Россию из стран коллективного Запада. Кажется, что тут уже достигнут предел, с учетом того, что многие компании в принципе отказываются иметь дело с Россией, хотя их продукция под санкции не подпадает. Это повышает неопределенность, особенно в отраслях, где импорт для нашей страны критичен. Речь о машинах, оборудовании, запчастях к ним и телекоммуникационном и компьютерном оборудовании. Рано или поздно, но не раньше, чем закончатся активные военные действия на Украине, по этим направлениям придется искать решения не только в сфере «серого» или параллельного импорта или импортозамещения.

Поскольку в ряде сфер, например, в телекоммуникациях, такой импорт не сработает — нужна авторизация на использование оборудования. По другим направлениям невозможно в короткий срок наладить импортозамещение или хотя бы производство запчастей. И это надо признать. Взять гражданскую авиацию. Без импортных компонентов она может практически вся приземлиться через год-два. При этом производство Boeing и Airbus зависит от поставок российского титана. Boeing смог отказаться, несмотря на высокую долю российских поставок. Airbus уже нет. Но с какой, собственно, радости продолжать эти поставки, если нам отказывают в запчастях, чего не делали даже в отношении Ирана?

Теоретически тут возможна была бы сделка. Как и в некоторых других отраслях — в обмен на российские цветные и редкоземельные металлы, ту же нефть и так далее. Но подобные договоренности, при всей ограниченности их масштаба, были бы, теоретически, возможны лишь по окончании боевых действий на Украине. А пока экономическая война Западом ведется на уничтожение российской экономики. Но и за свой немалый счет тоже.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию