Lada Granta без подушек безопасности и слухи о закрытии производства: что будет с автоконцернами в России?
Лента новостей
«АвтоВАЗ» вернется к работе в начале июня. Другие автозаводы либо уже вышли из вынужденных отпусков, либо остаются в простое до конца года. Business FM поговорила с рабочими этих предприятий
Бывший вице-губернатор Петербурга, а ныне директор «АвтоВАЗа» Максим Соколов заявил, что концерн запустит сборочные конвейеры в Ижевске и Тольятти с начала июня. Главные задачи «АвтоВАЗа», по словам Соколова, — развитие инженерных компетенций, импортозамещение, развитие базы отечественных поставщиков и прочие классические программные вещи. Первой моделью, выпущенной концерном после простоя, станет «облегченная» Lada Granta без подушек безопасности и ЭРА-ГЛОНАСС, сообщили «Ведомости».
На деле же «АвтоВАЗ» как ушел в простой в начале апреля, так и не открылся до сих пор. Ожидалось, что конвейер запустят сразу после майских праздников, но не сложилось: на предприятии сохраняется дефицит комплектующих. Сейчас — новый дедлайн, по словам Соколова, начнут с выпуска Lada Granta.
Автодилеры уточняют: это будет та самая «облегченная» версия, без самых базовых опций безопасности: подушек безопасности, ABS, ЭРА-ГЛОНАСС, даже без электрических стеклоподъемников. Такой вот откат в 90-е. Впрочем, на самом «АвтоВАЗе» даже в новые сроки не верят, говорит сотрудник «АвтоВАЗа», председатель профсоюза «Единство» Леонид Емшанов.
Леонид Емшанов председатель профсоюза «Единство» «Работы на сборочных линиях сейчас никакой не происходит, комплектующих нет. Я так думаю, что и летом не будет загрузки главного конвейера. Ситуация неутешительная, поэтому в то, что он говорит, — для меня пока верится с трудом. Зарплата в размере 2/3 от среднего заработка. Насчет того, какие запчасти поставляются, у меня нет такой информации, пока работы никакой нет на «АвтоВАЗе», я имею в виду, на главных конвейерах. Пока только в некоторых цехах делают запасные части. Точно знаю, что работа есть в 15-м корпусе, в мехобработке, в основном это вспомогательное производство, где запасные части изготавливаются».
Ходят слухи о закрытии заводов Volkswagen в Калуге и Нижнем Новгороде — предприятия остаются на паузе с начала марта. Мощность калужского завода составляла 225 тысяч авто в год, в Нижнем — еще 132 тысячи. Собирали Volkswagen Polo, Rapid, Tiguan, Taos, Skoda Octavia, Kodiaq. Однако с марта сроки простоя регулярно продлевались. На предприятии в Калуге работали более 4 тысяч человек, в отпуска уходили постепенно. Профсоюз предприятия опубликовал в соцсетях сообщение — по его данным, рабочие не вернутся к работе как минимум до конца этого года, производственная программа полностью обнулена. При этом руководство заверяет, что обсуждение сокращений и закрытия не ведется, зарплату платить продолжат.
А вот сотрудники «Автотора» в Калининграде вышли из вынужденного отпуска только недавно. Там с конвейера сходили BMW, Ford, Kia и Hyundai. В апреле основатель «Автотора» Владимир Щербаков говорил о сокращении производства в три раза и отмечал, что запаса комплктующих осталось на месяц. Сейчас, впрочем, к конвейеру вернулись, план работ рассчитан на месяц вперед, рассказывает сотрудник завода «Автотор» в Калиниграде Илья.
«Вышли из отпуска, я сегодня с ночи был. Завод запустился. По слухам, на три месяца есть работа. Я работаю пять лет, я никогда не сталкивался с тем, что деньги, к примеру, не перечислили вовремя, такого не было. Десятого зарплата, двадцать пятого аванс. Когда я вышел, а мне дали на руки график, я знаю, что у меня, к примеру, 240 часов в месяц. Да, как бы завод дышит, может, думают, что он загнулся, от калининградских жителей слышал: «Что там «Автотор», что уже вроде встал», слухи ходят. Нет, в моей бригаде еще четыре человека. Настроение, конечно, ну не сказать, что прям позитивное. Но надежды умирают последними. Всем надо кушать, у многих, я знаю, кредиты, ипотеки».
Возвращаясь к «АвтоВАЗу». На прошлой неделе французы из Renault передали свой московский завод под крыло столичной мэрии. На предприятие есть грандиозные планы — на его базе хотят возродить завод «Москвич» и выпускать те самые легендарные одноименные автомобили. И даже не только с ДВС, но в перспективе — и на электротяге. Все это дает надежду сотрудникам вернуться к работе. И вроде даже довольно скоро — в четвертом квартале этого года. Хоть это и не точно.