Смогут ли страны «коллективного Запада» удовлетворить запросы Киева по вооружениям? Комментарий Георгия Бовта
Лента новостей
Украина настоятельно просит увеличить поставки ударных вооружений, прежде всего артиллерийских и ракетных систем. Вопрос об объеме помощи решается в Брюсселе, где проходит саммит НАТО
В Брюсселе проходит двухдневная встреча руководителей оборонных ведомств около 50 государств, включая все страны НАТО. Обсуждается тема увеличения поставок тяжелых вооружений Украине. Встреча проходит в так называемом «формате Рамштайн». Первое подобное совещание состоялось в апреле по инициативе США на военной базе «Рамштайн» в Германии, вторая — в конце мая.
Накануне нынешнего совещания советник президента Украины Михаил Подоляк представил конкретные цифры потребностей Киева с тем, чтобы противостоять российской армии на юго-востоке страны и попытаться переломить ход боевых действий: 1000 гаубиц, 500 танков, 1000 дронов и еще масса другой военной техники. Также ВСУ нуждаются в ускоренном обучении солдат пользованию этим новым для них арсеналом. И генсек НАТО Йенс Столтенберг уже подчеркнул (ссылка ведет на YouTube-канал СМИ, признанного иноагентом), что альянс начинает принципиально новый этап военной помощи, который предусматривает перевод армии Украины именно на натовские стандарты на долгосрочную перспективу. В связи с чем тезис о нейтральном статусе Украины как одна из переговорных позиций в ходе будущих возможных мирных переговоров видится несколько «подвешенным» и уязвимым.
Что касается потребностей в военных поставках Украины, то Запад уже сейчас может удовлетворить их с трудом, если только не начать наращивать военное производство специально, не находясь формально при этом в состоянии войны и отчасти переориентируя свою потрепанную в боях с «ковидом» экономику на военные нужды Украины. Например, 300 РСЗО, о которых говорил Подоляк, это в несколько раз больше, чем до сих пор обещали поставить западные союзники, прежде всего Великобритания и США. Но это также ровно в пять раз больше, чем неделей ранее просил другой соратник Владимира Зеленского — Алексей Арестович, говоря, что этих 60 будет достаточно, чтобы сдержать российскую армию. Другие военные эксперты считают максимально необходимым сотню таких систем, но никак не 300.
На вооружении у самих США сегодня состоят в сухопутных силах 363 неуправляемые РСЗО и еще 225 управляемых, в морской пехоте еще 47 штук. Всего 35 таких систем у Великобритании. То есть Киев просит от всего этого объема примерно половину. А запрашиваемая Киевом тысяча 155-миллиметровых гаубиц вместо 109 уже законтрактованных — это вообще примерно все, что есть на сегодня у Америки: 518 штук М777 у сухопутных сил и еще 481 в морской пехоте. Зато танков у Запада на самом деле куда больше требуемых Киеву 500 штук: только армия США имеет на вооружении 2645 танков Abrams и еще 3450 находятся на консервации. Так что по итогам встречи «Рамштайн-3», скорее всего, напротив значительной части «списка Зеленского» по части вооружений будет поставлена «галочка». Заявлений же о необходимости дальше продолжать решительную поддержку Украины хоть отбавляй.
И европейское общественное мнение пока в целом такую позицию все еще поддерживает. Лишь в самое последнее время наметился рост настроений в пользу мира, но их пока нельзя назвать доминирующими, и уж точно большинство европейцев за продолжение военных поставок. Согласно свежему исследованию Европейского совета по международным отношениям, 35% европейцев хотят «мира в Украине как можно скорее», тогда как 22% хотят «справедливости любой ценой». В вопросе о том, кто виноват в ситуации на Украине, подавляющее большинство винят Москву. Лишь в Румынии, Франции и Германии до 20% опрошенных склонны обвинять в конфликте саму Украину. В Италии Киев винят так и вовсе рекордные 27%. А во всех других странах ЕС число таких людей не превышает 5-10%. Такие результаты в целом скорее благоволят дальнейшей военной помощи Киеву.
Многие обратили внимание на слова президента Франции Эммануэля Макрона, сказанные в ходе поездки в Румынию. «Россия — большая держава, и мы не хотим начинать войну с русским народом, но для победы Украины и прекращения войны нам нужны переговоры», — сказал он. Не стоит вкладывать сюда больше миролюбия, чем там содержится. И еще надо сделать поправку на присущее некоторым европолитикам лицемерие. Поездка Макрона в Румынию и Молдову, а также, вполне вероятно, теперь и в Киев как раз призвана стать ответом на критику Парижа восточноевропейцами за якобы «слишком мягкую» политику в отношении Кремля. Поэтому Макрон делает сейчас куда больше как раз резких заявлений, говоря, как Евросоюзу важно послать «сильный политический сигнал Украине и украинскому народу, который героически сопротивляется». И как важно остановить военную машину русских чуть ли не любой ценой. В том смысле, что только поражение русских и победа Украины должны стать основой для будущих переговоров. А тогда уж и Запад присоединится со своими гарантиями безопасности.
Пока коллективный Запад делает ставку на новый пакет массированных поставок вооружений. В зависимости от того, как сложится ситуация на полях боев после их целевой или нецелевой «утилизации», может возникнуть новая развилка. Когда, например, лидеры таких стран, как Франция, Италия и Германия будут еще чаще употреблять слово «переговоры», а лидеры восточноевропейских стран во главе с Польшей могут вернуться к обсуждению темы установления над Украиной бесполетной зоны и ввода туда «миротворческого контингента». Это вопрос двух-трех месяцев.