16+
Четверг, 2 мая 2024
  • BRENT $ 83.70 / ₽ 7705
  • RTS1177.63
11 июля 2022, 19:48 Политика

Решение о штрафе вместо приостановки деятельности КТК — политика или бизнес?

Лента новостей

Казахстанские эксперты приветствуют решение российского суда, подчеркивая, что страна лишилась бы почти миллиарда долларов, если бы запрет вступил в силу. Российские предлагают не политизировать вопрос, упирая на то, что несовпадение интересов у партнеров — нормальная ситуация

Фото: Юрий Березнюк/ТАСС

Каспийский трубопроводный консорциум отделается штрафом всего в 200 тысяч рублей, такое решение принял краснодарский суд. Ранее же суд Новороссийска постановил приостановить работу морского терминала на 30 суток. КТК управляет трубопроводом, по которому идет большая часть казахстанской нефти. И у этой истории есть политическая подоплека.

С одной стороны, история с КТК имеет политический окрас. С другой — есть у нее и бизнес-часть. Цифры говорят сами за себя. Каспийский трубопроводный консорциум — компания прибыльная. И ее акционеры — а это и Казахстан, и Россия, и американские корпорации — по итогам прошлого года получат в качестве дивидендов больше 42 млрд рублей. А сейчас компании назначили штраф в 200 тысяч рублей, хотя изначально суд постановил закрыть трубопровод на месяц. С учетом того, что пропускная способность КТК составляет 1,3 млн баррелей в сутки, нетрудно представить потери акционеров. Убытки казахстанского бюджета только за месяц приостановки оценили примерно в миллиард долларов. По КТК уходит где-то 80% казахстанской нефти. И, конечно, в стране приветствуют решение российского суда, говорит казахстанский политик, экс-кандидат в президенты Амиржан Косанов:

Амиржан Косанов казахстанский политик, экс-кандидат в президенты «Конечно, приостановка сильно вредит казахстанской экономике, которая, как и все экономики, обескровлена в связи с мировым кризисом. Поэтому, конечно, мы рады, что такое решение принято. У Казахстана есть возможности альтернативных маршрутов. Нефть всегда в цене, нефть нужна всем странам, в том числе которые находятся в других регионах, Европе можно через Каспий отправлять эту нефть и так далее. В течение недели поменяли это решение, это все равно говорит о том, что это решение было не столь обоснованно, не столь аргументированно неделю назад».

Что касается политики, то когда наш суд приостановил деятельность морского терминала под Новороссийском, а по сути, заблокировал эту экспортную трубу, то сразу вспомнилось заявление главы Казахстана по поводу статуса ДНР и ЛНР. А также проект приказа казахстанского Минфина, который мог запретить поставки в Россию и Белоруссию товаров, попавших под санкции. Хотя это всего лишь проект, который правительство опубликовало для общественного обсуждения (на сайте законов Казахстана на текущий момент этот проект числится как удаленный). И, вероятно, обсуждение состоялось, и далеко не только общественное. Заодно президент Казахстана Токаев поручил проработать варианты поставок нефти по альтернативному пути — через транскаспийский коридор. И после этого «обмена любезностями» очередной суд принял решение не закрывать КТК. И говорить о том, что отношения между странами охладились, все-таки не приходится, считает директор Международного института новейших государств Алексей Мартынов:

Алексей Мартынов директор Международного института новейших государств «То, что Казахстан — ближайший партнер у России, в том числе и по интеграционным проектам на постсоветском пространстве, — это так. То, что Казахстан — это активный участник ОДКБ, организации, которая обеспечивает безопасное развитие на евразийском пространстве, — это тоже так. Поэтому говорить о том, что что-то там испортилось в межгосударственных отношениях или как-то они меняются, не приходится. Другое дело — нужно четко понимать, что Казахстан — это суверенное, независимое государство со своими государственными интересами. По многим позициям эти интересы совпадают с нашими, российскими. Где-то они не совпадают. Вполне нормальная ситуация».

Другое дело, что разлив нефти у КТК действительно был. Это случилось почти год назад. И площадь разлива, по данным РАН, составила 80 квадратных километров. А штраф, который после этого выписали КТК, превысил 5 млрд рублей. И работу терминала тоже недавно останавливали, это было в марте. Но тогда на ситуацию особого внимания не обратили. А сейчас КТК останавливали не собственно за аварию, а за несколько документарных нарушений по Плану ликвидации аварийных разливов нефти. Впрочем, все разрешилось благополучно. По крайней мере, для Казахстана. Да и для российских акционеров. А нашему государству принадлежит в КТК 31%, примерно на 10% больше, чем у самого Казахстана.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию