16+
Пятница, 26 апреля 2024
  • BRENT $ 89.30 / ₽ 8227
  • RTS1178.69
8 августа 2022, 12:51 Компании

Российские власти планируют создать нацдистрибьютора продовольствия за рубеж

Лента новостей

В его цели будет входить поиск партнеров, доставка товара, участие в проектах по продвижению российских брендов в сетевом ретейле и открытие магазинов на маркетплейсах. Как это оценивает бизнес?

Фото: Дмитрий Феоктистов/ТАСС

Обновлено в 14:30

В России появится национальный дистрибьютор продовольствия. Он будет помогать производителям вывозить продукцию за рубеж — в Азию, Африку и на Ближний Восток. Федеральный центр «Агроэкспорт» объявил конкурс на создание такой концепции. Стартовая цена контракта — 24 млн рублей.

Цель — объединить товары от разных производителей, чтобы собирать более крупные партии и оптимизировать логистику, сообщили в пресс-службе «Агроэкспорта». Там добавили, что это поможет увеличить объем экспорта и выйти на новые рынки.

Дистрибьютор будет помогать российским компаниям искать партнера за рубежом, доставлять товары, проходить таможню в других странах, продвигать бренды за границей и открывать магазины на маркетплейсах. Большинство услуг будут платными. Комментирует президент Национального союза экспортеров продовольствия Дмитрий Булатов:

Дмитрий Булатов президент Национального союза экспортеров продовольствия «Есть большие сомнения в целесообразности создания еще одной структуры. Государственных структур предостаточно: есть российский экспортный центр «Агроэкспорт», есть федеральные законы, была государственная программа развития сельского хозяйства, есть федеральный проект «Экспортпродукция», есть доктрина продовольственной безопасности. Но до сих пор не принят федеральный закон о поддержке экспорта, не принята стратегия развития экспорта продукции АПК. То есть не определены цели, задачи и основные направления политики в области продовольственного экспорта. Создавать новые структуры, не имея четкой стратегии и не используя потенциал всех имеющихся структур, было бы преждевременно. Если посмотреть на направления деятельности будущей структуры, оказывается, что все эти виды деятельности уже успешно осуществляются частными структурами. Наше объединение, Союз экспортеров продовольствия, участвует в разработке рекомендаций для совершенствования экспортной политики, помогает ездить на зарубежные выставки, заводить новые связи, организовывать новые каналы сбыта. Но вся эта деятельность ведется вне связи с государством, в отличие от мировой практики. Сейчас Россию знают в основном как поставщика зерна, но у страны большие перспективы в плане поставок готового продовольствия. Это растительное масло, кондитерская продукция. Начинает развиваться экспорт других товаров, скажем, мороженое в Китай. У России много интересных возможностей, и нужно приложить усилия для того, чтобы как-то попытаться их реализовать, и здесь как раз требуется поддержка государства. Государственные средства как раз нужно пустить на практическую поддержку, а не на создание новых структур».

С 2015 года существует Российский экспортный центр, который тоже помогает экспортерам: выдает кредиты, оказывает страховые услуги, взаимодействует с профильными органами власти, чтобы упростить экспорт, помогает продвигать отечественную продукцию за рубежом. Например, организация создала дегустационные павильоны российского агропромышленного комплекса в Китае, Объединенных Арабских Эмиратах, Египте и Вьетнаме. Пока непонятно, чем новый национальный дистрибьютор может отличаться от уже существующего центра, но подобные структуры пользуются спросом, говорит доктор экономических наук, профессор, бывший замминистра сельского хозяйства и продовольствия Леонид Холод:

— Первое, чем это отличается от Российского экспортного центра, и его структур, и того, чем они занимаются, их задача уставная, как раз оказывать содействие всяким экспортерам, в том числе и по агропромышленной части. Конечно, помощник экспортерам, особенно в довольно-таки сложные страны с точки зрения организации поставок рыночных, нужен. Это как бы такой экспортный консультант или экспортный посредник, который помогает освоиться в стране, и к кому там ходить, к кому не ходить, чтобы поставил вовремя, в срок и побольше, и чтобы с тобой расплатились. Такая функция нужна, и она давно пользуется спросом.

— Может быть, ввиду наложения санкций нужна новая нацструктура?

— Санкции и нарушение логистических цепочек — это же вещь сиюминутная, она тактическая. Если сейчас только заказывается концепция за 25 млн рублей, потом концепция будет сделана, ее будут рассматривать, пройдет какое-то время. Я надеюсь, к тому времени уже санкций-то не будет, но, наверное, это было одним из импульсов, то, что нужно усилить, углубить и улучшить экспортную инфраструктуру. Главное, чтобы он не конкурировал с самим частником, чтобы не подавлял частника, а помогал. Все зависит от концепции. Может быть, там будет написано, что он является консультантом у структуры РЭЦ, потому что агротовары настолько сложны, в отличие от станков, от самолетов и так далее, что там специальное нужно еще одно звено для того, чтобы РЭЦ мог работать. Само название «Национальный дистрибьютор продовольствия», судя по тексту, — это совсем не национальный дистрибьютор продовольствия. Это структура, которая решает вполне себе локальные задачи — помогать экспортерам осваиваться на целевых рынках.

В 2018 году президент РФ Владимир Путин поручил правительству увеличить доходы от экспорта агропромышленного комплекса больше чем в два раза: с 20 млрд долларов до почти 50 млрд долларов к 2030 году.

Согласно статистике Федеральной таможенной службы, в 2021 году из продовольствия больше всего вывезли зерновые, масложировую продукцию, рыбу и морепродукты. Крупнейшими покупателями стали Турция, Китай и Казахстан.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию