16+
Четверг, 9 мая 2024
  • BRENT $ 83.76 / ₽ 7691
  • RTS1176.30
10 августа 2022, 20:49 Политика

За транзит по трубопроводу «Дружба» Украине заплатили европейские потребители

Лента новостей

«Транснефть» заявляла, что прокачка нефти была остановлена еще 4 августа, а платеж «Газпромбанка» за украинский транзит оказался отклонен, очевидно, по недосмотру европейских банкиров. Венгерская компания MOL сама расплатилась за транзит, и нефтепровод возобновил работу

Фото: Bernadett Szabo/Reuters

Нефть по трубопроводу «Дружба» снова поступает в Словакию. Ожидается, что в четверг топливо будет в Венгрии. Ранее прокачка была остановлена из-за неоплаты за транзит по Украине. В итоге за транспортировку топлива заплатили европейские потребители.

Изначально сообщение выглядело довольно резонансным. «Транснефть» заявила, что еще с 4 августа остановлена прокачка нефти по южной ветке трубопровода «Дружба». По ней топливо через Украину поступает в Венгрию, Чехию и Словакию. При этом, по северному участку, куда нефть через Белоруссию идет в Германию и Польшу — транзит не останавливался. Выяснилось, что платеж за транзит проводил «Газпромбанк», ныне это главная организация, с помощью которой идет оплата за поставку российских энергоресурсов в Европу. В «Транснефти» сообщили, что деньги «Укртранснафте» были переведены, но платеж вернулся из-за европейских санкций, хотя ограничения не касаются поставок российской нефти по трубам. Более того, для нее было сделано отдельное исключение, на чем наставали конкретно те самые страны, которые получают топливо из России по южной ветке «Дружбы». Судя по всему, произошло недоразумение, которое может быть связано с работой некоего европейского банка, название которого даже не упоминается, говорит словацкий экономист Владимир Бачишин:

Владимир Бачишин экономист «Газпромбанк не входит в список банков, на которые распространяются санкции, специально из-за того, чтобы оплачивать энергоресурсы. Эти деньги, не знаю в какой банк, наш министр экономики это не разглашал, но сбой произошел, потому что кто-то обрабатывал это платежное поручение в каком-то европейском банке, кто не совсем разбирается в санкциях, и отклонил это платеж. Заводы в Венгрии и Словакии не могут существовать без российской нефти».

В итоге деньги за украинский транзит перевел венгерский нефтегазовый концерн MOL. Ему принадлежит один из крупнейших в странах Центральной Европы нефтеперерабатывающий комбинат в Братиславе Slovnaft. Причем, сумма совсем небольшая — около 9-10 миллионов евро. Да и в принципе, цена вопроса не очень высока. Речь идет о десятилетнем транзитном контракте, который «Транснефть» заключила с «Укртранснафтой» в конце 2019 года. Его общая сумма составила полтора миллиарда евро. Или в среднем 150 миллионов в год. Соответственно, примерно 12,5 миллионов евро в месяц. Причем, как в мае считало Bloomberg, основываясь на данных за 2021-й, Россия на экспорте нефти по южной ветке «Дружбы» зарабатывает около шести миллиардов долларов в год. И еще два нюанса. Формально услуги по транзиту сейчас заказывают европейские потребители и им выгоднее самим заплатить Украине, чем недополучать топливо, объясняет ведущий эксперт Финансового университета и Фонда национальной энергобезопасности Игорь Юшков:

Игорь Юшков Игорь Юшков ведущий эксперт Финансового университета и Фонда национальной энергобезопасности «Заказчиком услуг по транспортировке нефти через территорию Украины выступает теперь не «Транснефть», в общем-то, а европейские покупатели, и тут ничего не нужно одобрять, то есть европейские страны в европейский банк могут переводить евро без каких-либо ограничений, естественно, и это не потребует никакого одобрения со стороны европейского регулятора, поэтому все очень просто. И плюс к тому, на каждый баррель стоимость транзита через Украину выходит копеечной, поэтому для них это тоже, в общем-то минимальные какие-то издержки, гораздо больше издержек у них есть, когда останавливается поставка нефти, поэтому так легко MOL и Словакия пошли на то, чтобы взять на себя эту нагрузку».

Можно предположить, что по такой же схеме, когда сама Европа платит за украинский транзит — компании будут работать и дальше. С финансовой точки зрения — это выгодно всем. «Укртранснафта» большую часть дохода получает от транзита, поэтому заинтересована, чтобы платежи за него приходили вовремя. Москва избавляется от головной боли, которая в данном случае появилась из-за того, что банкиры не знают, как правильно трактовать европейские санкции. Ну, а Венгрия, Чехия и Словакия, которые добились, чтобы ограничения не затронули трубопроводную нефть — будут и дальше получать нефть. Причем в Словакии заявили, что проблема была чисто технической и не надо усматривать ничего другого. Но главное, что в Венгрии сообщили, что прокачка в среду возобновилась и в четверг топливо дойдет до страны. А в Братиславе и вовсе заявили, что нефть уже начала поступать в Словакию.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию