16+
Четверг, 25 апреля 2024
  • BRENT $ 87.94 / ₽ 8102
  • RTS1178.69
23 августа 2022, 21:07 Компании

Большие перемены: в чем суть сделки с участием «Яндекса», VK и «Сбера»?

Лента новостей

Итоговая конфигурация такова: у «Яндекса» появляется Delivery Club. У VK — «Новости» и «Дзен». У «Сбера» остается служба доставки «Самокат». Для кого эти сделки наиболее выгодны?

Фото: Шамиль Жуматов/Reuters

В России меняется лицо интернета, а также глобальный расклад на рынке доставки еды. Это связано со сделками с участием «Яндекса», VK и «Сбера». «Яндекс» избавится от сервиса новостей и платформы «Дзен», а взамен получит Delivery Club. А у «Сбера» после «развода» с VK останется служба доставки «Самокат».

Об этих сделках и раньше писали СМИ, но сейчас все официально. «Яндекс.Новости» и «Яндекс.Дзен» уходят компании VK. Основная страница «Яндекса» будет на домене ya.ru. Он существует и сейчас. Там, помимо поисковой строки, погода, пробки, личный кабинет и кнопка перехода на страницу со всеми сервисами. В свою очередь VK выходит из совместного предприятия со «Сбером», получая Delivery Club. А потом передает эту службу доставки «Яндексу».

Итоговая конфигурация. У «Яндекса» появляется Delivery Club. У VK — «Новости» и «Дзен». У «Сбера» остается служба доставки «Самокат». Для кого эти сделки наиболее выгодны? Кажется, для всех, но в первую очередь для «Яндекса». Он избавляется от головной боли в виде новостного сервиса, а точнее, от претензий к тому, какого рода сообщения появляются в топе. При этом новости — всегда и в последнее время тоже — обеспечивали поисковику приток пользователей. Но с точки зрения бизнеса как такового денег этот сервис не приносил. А вот Delivery Club — это компания, чья выручка в прошлом году выросла на 60%, превысив 16 миллиардов рублей. Продолжает гендиректор группы компаний ComNews Леонид Коник:

Леонид КоникЛеонид Коник генеральный директор группы компаний ComNews «С точки зрения прямых денежных потоков, наверное, можно с натяжкой назвать «Яндекс» выигравшей стороной. Он отдал новостные ресурсы, которые впрямую не приносят кеш-флоу, и получил форму доставки, которая прямые деньги приносит. При этом очевидно, что такие ресурсы, как «Яндекс.Новости» и «Дзен», привлекали огромное количество пользователей и косвенно, конечно, позволяли привлечь на свою площадку дополнительно людей. Новости — один из наиболее массовых ресурсов наряду с собственно поиском, поэтому, конечно, новости — это важно, но для «Яндекса» это был более чем токсичный ресурс».

Рынок доставки еды делится на два направления. Это доставка готовых блюд и доставка продуктов, так называемая E-Grocery. В первом сегменте лидерство у Delivery Club, доля в 42%. На втором месте «Яндекс» с долей в 35%. После сделки «Яндекс» станет практически монополистом с долей в 77%.

По сути, то же самое произошло и в таксомоторных перевозках, когда «Яндекс» купил Uber. Кстати, вполне возможно, что потребитель в будущем ощутит на себе последствия присоединения к компании Delivery Club, потому что это, вероятно, позволит диктовать рынку цены. Что же касается доставки продуктов, то тут лидерство у «Сбермаркета». А на четвертом месте после «Вкусвилла» и Х5 Retail — все тот же «Самокат», который полностью останется у «Сбера» после «развода» с VK. Так что и госбанк можно считать выигравшим, он тоже упрочит свое положение на рынке доставки.

Интересно, что сделкам предшествовало важное событие. У интернет-гигантов, в первую очередь у «Яндекса», из-за санкций возникли проблемы с обслуживанием еврооблигаций. И, как писал «Коммерсантъ», компании получили господдержку, льготные кредиты на общую сумму в 130 миллиардов рублей. «Яндекс» уточнял, что взял деньги в коммерческом банке, не называя его, по субсидированной ставке. И вот после этого настало время провести большую рокировку. Комментарий ведущего аналитика Mobile Research Group Эльдара Муртазина:

Эльдар МуртазинЭльдар Муртазин ведущий аналитик Mobile Research Group «Эта сделка в периметре России, эта сделка к разделению компаний не имеет никакого отношения, то есть они становятся почти монополистами с точки зрения доставки еды и при этом избавляются от проблемных активов, которые у них были. Delivery в юнит-экономике сейчас положителен, но с точки зрения инвестиций и долгов они все равно негативны. Но уже свет в конце тоннеля виден, они будут приносить деньги. Синергия с «Яндекс.Едой» даст очень простую штуку, а именно — у нас будет фактически монополист, который со второй половины 2023 года сможет устанавливать свои цены, регулировать рынок и так далее. То есть для них бизнес выглядит очень и очень неплохо, поэтому они выигрывают от этого. У нас сегодня остается Delivery Club так же, как у нас есть Uber и «Яндекс.Такси», но, по сути, одно и другое принадлежит одним и тем же людям и ценовое позиционирование одинаковое».

Все сделки внутренние, но, возможно, продолжение будет международным. Как писали СМИ, в «Яндексе» может произойти раздел активов. В его результате может поменяться структура акционеров. В России останется российская часть корпорации. А сооснователь «Яндекса» Аркадий Волож будет самостоятельно развивать за рубежом несколько бизнесов компании: облачный и образовательный проекты, беспилотники. Как можно заметить, это те сферы, за которыми будущее. И тогда, возможно, все встанет на свои места. Долги заплачены, хоть и с помощью государства. Но зато «Яндекс» удалится от политики, передав VK «Новости» и «Дзен». Что в теории может способствовать смягчению отношения Запада к Воложу, который попал под санкции. Ну а в России поменяется привычное за долгие годы лицо интернета. И на рынке доставки, возможно, на долгие годы определится расклад.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию