16+
Суббота, 27 июля 2024
  • BRENT $ 80.55 / ₽ 6893
  • RTS1102.01
15 октября 2022, 16:57 Финансы

Решение по повышению НДФЛ для релоцировавшихся примут зимой

Лента новостей

Минфин предложил брать с уехавших россиян налог по ставке 30%. Вопрос будет решаться между первым и вторым чтениями законопроекта по основам налоговой политики в Госдуме в ноябре-декабре 2022 года

Фото: Елена Афонина/ТАСС

Обновлено в 21:49

Решения по ставке НДФЛ для сотрудников российских компаний, которые работают из-за рубежа, еще нет, сообщил замминистра финансов РФ Алексей Сазанов. Дискуссия продлится до ноября-декабря.

Замминистра напомнил, что по закону те, кто перестает быть налоговым резидентом России, должны уплачивать налог по ставке 30%. Пока считается, что удаленщики, работающие на российскую компанию, получают доход не от источника в Российской Федерации. Сейчас обсуждается, чтобы тем, кто в 2021 году был российским налоговым резидентом, сохранить уровень ставки до 13-15%, как в начале этого года.

По закону российский налоговый резидент — тот, кто из последних 12 месяцев не менее полугода (точнее, 183 дня) провел внутри страны. Он платит НДФЛ в размере 13% и имеет право на налоговые вычеты.

Сейчас, в октябре, такой статус теряют те, кто релоцировался за рубеж в апреле-мае, и уже потеряли те, кто уехал еще раньше. Для нерезидентов налог составляет 30%. Право на вычет, например при продаже недвижимости, они тоже утрачивают. Если резидент продает квартиру, которой владел меньше пяти лет, он платит 13% с дохода от разницы между ценой покупки и продажи, нерезидент же платит 30%, но с полной суммы продажи.

Знать статус сотрудника крайне важно и для работодателя, поскольку тот является налоговым агентом и несет ответственность за правильность уплаты налогов работников.

Ранее ФНС сообщала, что если трудовым договором местом выполнения дистанционной работы предусмотрено иностранное государство, зарплата относится к доходам, полученным от источников за пределами России, но платить повышенный налог не надо. Однако данное правило справедливо лишь для тех граждан, кто, опять же, имеет статус резидентов.

В общем, у работодателей возникает еще одна головная боль. В целом для российской экономики было бы хорошо, если бы НДФЛ релокантам пока оставили прежним, отмечает основатель рекламного и продюсерского агентства Purple Door Алексей Пак:

Алексей Пак основатель рекламного и продюсерского агентства Purple Door «Уехало большое количество сотрудников, которые не хотят заканчивать работать в этой компании, хотят оставаться здесь и, соответственно, работать в России, но удаленно, потому что у них здесь есть команда. А если такую историю с поднятием налога сделают, это может быть не всегда эффективно нам, российским компаниям, содержать сотрудников, которые уехали на удаленку. Во-первых, можно просто потерять часть людей. Плюс у сотрудников будет уменьшение зарплаты — либо на них налоговая нагрузка будет распространяться, либо на нас. Многие сотрудники просто начнут работать на зарубежные компании, что тоже не очень хорошо. Если оставить налогообложение в размере 13%, это хорошая история. Если захотят поднять, это будет странновато в долгосрочной перспективе. Во всем остальном, как сейчас, все оплачивается, все понятно: если деньги отправляются, они отправляются на российские карточки российским переводом, соответственно, человек уже оплачивает эту историю в налоговой. Если 30% обяжут платить, это плохо скажется на всеобщей экономической ситуации у бизнеса, который остался в стране».

Генеральный директор IT-компании Phishman Алексей Горелкин тоже поддерживает понижение ставки для сотрудников за пределами страны. Повышенный налог, по его словам, будет сложнее контролировать:

Алексей Горелкин генеральный директор IT-компании Phishman «Проблема не в том, что 30% человек может получить. Проблема в том, как государство об этом узнает. Государство как аппарат контроля не всегда справляется. Не всех, кто уже давно не является налоговым резидентом РФ, государство знает. Получая зарплату в России, ты тратишь деньги в России, и государство с тебя дополучает. И появляется цифра в 30%. Можно сложить наш НДС и НДФЛ. Как это контролировать? У нас есть сотрудники, которые находятся за пределами РФ, мы от них получаем определенные справки, что они все еще налоговые резиденты, каждый месяц выплачиваем те или иные средства. При этом они могут быть у нас устроены либо как самозанятые, либо по ГПХ — варианты, которые государством сложно отслеживаются. Я вполне допускаю, что какой-то сотрудник просто может не сказать, что он находится в другой стране какое-то количество лет, а я никогда не узнаю об этом. Есть такие серые зоны. Но в целом инициатива понизить подобную ставку, чтобы те, кто перестает быть налоговым резидентом России, также оставались на 13%, приятная».

Эксперты напоминают: те, кто уехал из России во второй половине сентября, если в российской правовой базе ничего не изменится, потеряют налоговое резидентство в марте-апреле следующего года.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию