16+
Четверг, 28 марта 2024
  • BRENT $ 85.56 / ₽ 7922
  • RTS1128.82
24 октября 2022, 23:05 Политика

Москва обвиняет Киев в намерении применить «грязную бомбу». Комментарий Георгия Бовта

Лента новостей

При этом западные страны не верят заявлениям Москвы. Почему эта тема обострилась именно сейчас?

Георгий Бовт.
Георгий Бовт. Фото: Михаил Фомичев/ТАСС

Глава МИД РФ Сергей Лавров заявил о намерении России поднять на уровне ООН и других международных организаций вопрос о подготовке Украиной провокаций с «грязной бомбой». По его словам, Россия располагает проверенной информацией об украинских научных институтах, которые могут создать «грязную бомбу» и обладают необходимыми технологиями. Министр заверил, что Москва руководствуется «не пустым подозрением» и у нее» есть серьезные основания полагать, что подобные вещи могут планироваться». Ранее Сергей Шойгу созванивался с главами министерств обороны США, Франции, Великобритании и Турции с тем, чтобы предупредить их о такой угрозе. Однако в совместном заявлении главы оборонных ведомств США, Великобритании и Франции отвергли такие обвинения со стороны Москвы как необоснованные.

Сергей Лавров подхватил эстафету у Сергея Шойгу, который предпринял серию телефонных звонков западным визави. С главой Пентагона Ллойдом Остиным тот созванивался дважды за три дня. И еще начальник Генштаба Валерий Герасимов дополнил это телефонным разговором с начальником штаба обороны Великобритании Энтони Рэйдэйкином. К сожалению, эти усилия, обращенные к западным оппонентам, пока напрасны, если судить по публичным заявлениям. В унисон с Киевом Вашингтон, Париж и Лондон отвергли обвинения Москвы как безосновательные. Как подчеркнул госсекретарь США Блинкен, в этом увидели «попытку России использовать обвинение в качестве предлога для эскалации». То есть опровержения обвинений моментально переросли в ответные обвинения. Опять же, формулировку подбросил глава МИД Украины Дмитрий Кулеба — «русские часто обвиняют других в том, что сами планируют сделать».

Впрочем, это не значит, что усилия Шойгу, Лаврова и Герасимова совсем уж напрасны. Мир ведь не сводится к коллективному Западу. И за его пределами может найтись немало стран, которые могут признать аргументы Москвы не совсем уж беспочвенными. По крайней мере, ни из Пекина, ни из Нью-Дели пока никаких резких опровержений российских обвинений не прозвучало. Многое будет зависеть от того, какие конкретные доказательства будут представлены в ООН, если дойдет до обсуждения этого вопроса там. Пока утечек на сей счет ни из Москвы, ни из западных столиц не было. В частности, о том, о чем именно говорил тот же Шойгу в беседах с оппонентами. Для ООН, скажем, слова Лаврова о том, что ряд украинских институтов обладают технологиями, позволяющими соорудить «грязную бомбу» и что такие вещи могут планироваться, может оказаться недостаточным. Тем более что этим же институтам вполне по силам создать и полноценную бомбу.

Зато начальник войск радиационной, химической и биологической защиты (РХБЗ) Вооруженных сил РФ Игорь Кириллов рассказал о возможных мотивах Киева. Предположив, что власти Украины могут замаскировать применение «грязной бомбы» под срабатывание российского ядерного боеприпаса малой мощности для обвинения Москвы в применении тактического ядерного оружия на основе высокообогащенного урана. Потом, по его словам, «наличие радиоактивных изотопов в воздухе будет зафиксировано датчиками международной системы мониторинга в Европе с последующим обвинением России в применении ядерного оружия».

«Грязная бомба» — это контейнер с радиоактивными изотопами и зарядом взрывчатого вещества, например динамита. При взрыве радиоактивное вещество распыляется. Однако воздействие радиации от такой «грязной бомбы» во много раз меньше, чем от настоящей. Ее применение скорее носит психологический характер с целью посеять панику среди населения, загрязняя территорию на долгие годы. Дезактивация потребует времени и средств. В то же время создаваемой радиации недостаточно, чтобы вызвать серьезное заболевание или смерть. Если только люди не окажутся близко к эпицентру. По этой причине «грязная бомба» многими вообще не считается оружием массового уничтожения.

Разговоры об угрозе использования «грязной бомбы» террористами активно пошли после 11 сентября 2001 года. Однако на деле были зафиксированы лишь две попытки использовать такую бомбу на основе цезия, ни одна не доведена до конца. Оба случая связаны с войной в Чечне. Первая попытка радиологического террора была предпринята в ноябре 1995 года группой чеченских террористов, которые закопали обернутый взрывчаткой источник цезия-137 в Измайловском парке в Москве. Однако затем эта информация была раскрыта прессе, инцидент вылился в своего рода угрожающий рекламный ход. Позже, в декабре 1998 года, служба безопасности Чечни обнаружила контейнер с радиоактивными материалами, прикрепленный к фугасной мине. Бомба была спрятана возле железнодорожной ветки в пригороде Аргуна.

Нынешние обвинения против Киева не первые. В начале марта ряд российских СМИ со ссылкой на анонимного «представителя компетентных органов» писали о планах Украины создать «грязную бомбу» на базе закрытой Чернобыльской АЭС. Теперь Игорь Кириллов снова говорит, что радиоактивные вещества из хранилищ отработанного ядерного топлива Чернобыльской АЭС могут быть использованы в этих целях.

Впрочем, безотносительно от дальнейшей полемики на эту тему она сама по себе могла бы послужить еще одним сигналом о том, что ситуация на Украине может выйти на еще более опасный уровень эскалации. Которой хорошо было бы избежать, перейдя к переговорам. Но это если руководствоваться нормальной логикой. А многие задействованные в этом конфликте субъекты за рамки конвенциональной логики давно уже вышли. Так что прогноз, согласно которому можно ожидать всего что угодно, в данном случае будет самым верным.

После сообщений о телефонном разговоре между главой российского Генштаба Валерием Герасимовым с главой комитета начальников штабов США Марком Милли представитель американского Минобороны заявил (ссылка ведет на заблокированный в РФ Twitter), что США не имеют никаких разведданных, указывающих на то, что Россия приняла какое-либо решение о применении ядерного оружия на Украине. Также он сказал, что линии связи с РФ остаются открытыми и что шеф Пентагона готов говорить с российскими представителями.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию