16+
Суббота, 27 июля 2024
  • BRENT $ 80.55 / ₽ 6893
  • RTS1102.01
18 ноября 2022, 20:54 Право

Получить статус иноагента стало еще проще

Лента новостей

Что нужно знать гражданам, чтобы случайно не стать иноагентом и не столкнуться с еще более неприятными последствиями?

Здание ФСБ на Лубянской площади.
Здание ФСБ на Лубянской площади. Фото: Сергей Карпухин/ТАСС

ФСБ расширила перечень сведений, за распространение которых можно стать иноагентом. Теперь соответствующий статус присуждается и за распространение данных о передвижении вооруженных сил, информации о финансовом обеспечении войск, а также о преступлениях в армии и ее моральном состоянии. Все эти данные не относятся к гостайне, но, по мнению службы, в случае передачи их иностранным источникам эти сведения могут быть использованы против безопасности России.

Всего в перечне ФСБ теперь 60 пунктов. И сформулированы они очень широко — так, что пост в соцсети условного жителя условного Белгорода о том, что он увидел, как где-то начали устанавливать бетонные треугольники, уже можно трактовать как распространение сведений об оперативном оборудовании территорий в целях обороны. Или пост о том, что армии нужны дроны. Если написал «давайте поможем» — это одно, а если «армии не хватает дронов» — это уже данные об обеспеченности войск. Точнее, по словам юристов, так это можно будет трактовать. Вопрос: будут ли?

Если говорить об ответственности, важно отметить, что этот перечень в ФСБ разработали как пояснение к закону об иноагентах. То есть первичным остается именно этот закон. А согласно принятым к нему ранее поправкам, для того чтобы стать иноагентом, теперь необязательно получать из-за границы деньги. Достаточно находиться, по мнению правоприменителя, «под иностранным влиянием». Юристы ранее неоднократно говорили, что под это определение можно подвести все что угодно. Комментирует партнер адвокатского бюро «Забейда и партнеры» Александр Забейда:

Александр ЗабейдаАлександр Забейда партнер адвокатского бюро «Забейда и партнеры» «Безусловно, базовый закон — закон об иноагентах. Соответственно, этот перечень дополнительно расширяет. Условно ты в чате однокласснику скинул, что ставят сооружения, бетонные треугольники. В принципе, про это нельзя сказать, что это является каким-то распространением. Но если ты сделал это в открытом доступе и еще находился под иностранным влиянием, сбор осуществлял — это факт, да».

Что такое открытый доступ? Это просто пост в соцсетях. Его же могут увидеть иностранные спецслужбы? Могут. Более того, они, без сомнения, мониторят российские соцсети. Как и российские службы мониторят соцсети других стран. На Украине, например, еще с марта строго запрещена публикация в соцсетях фотографий перемещения украинских военных, мест обстрелов, траектории полета ракет — названий улиц, остановок транспорта, магазинов и так далее. Ответственность за нарушение — до 12 лет.

Если вернуться к российским законам, очень важно отметить, что грань между относительно безобидным иноагентством (весьма относительно) и разглашением гостайны — очень тонка. Рассказ о том, что человек видел, откуда и куда по трассе едет колонна военных КамАЗов или железнодорожный состав с танками, можно трактовать и так, и так. А вкупе с новыми статьями о дискредитации ВС и фейках о российской армии разобраться в том, что можно писать, а что нет, крайне трудно. И глава адвокатского бюро «Карабанов и партнеры» Александр Карабанов приходит к неутешительному, но очень простому выводу:

Александр Карабанов глава адвокатского бюро «Карабанов и партнеры» «Простому гражданину сложно в этом разобраться, но надо в первую очередь понимать, что незнание закона не освобождает от ответственности. Я бы, честно говоря, порекомендовал гражданам не высказываться вообще о тех событиях, которые происходят на Украине, потому что именно не зная всех нюансов правоприменения, можно совершенно по глупости влипнуть в очень некрасивую ситуацию и быть привлеченным либо к уголовной ответственности, либо попасть в статус иностранного агента, который тоже несет некие правовые последствия».

В ФСБ при этом заявляли, что по этому перечню ограничения не накладываются на СМИ, общественных активистов и рядовых граждан, если их действия обусловлены профессиональной деятельностью или продиктованы выражением гражданской позиции, чувством долга и так далее. Что, по словам юристов, в очередной раз подчеркивает особую роль правоприменителя. Ведь даже если речь будет идти об абсолютно идентичном сочетании букв в том или ином посте, именно правоприменитель будет решать, что двигало автором поста — патриотизм или стремление помочь врагу.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию