Реорганизация «Яндекса»: что включает возможная схема раздела компании на российскую и зарубежную?
Лента новостей
По данным РБК, российская компания может получить регистрацию в Калининграде и ждет в качестве инвесторов богатейших людей страны. Есть уже список из 20 частных бизнесменов. Сделка планируется до конца года
Обновлено в 15:13
В материнской компании «Яндекса» обсуждают возможность продажи части российского бизнеса инвесторам из числа богатейших людей России. Сценарии реорганизации нидерландской Yandex N.V. в результате раздела компании на российский и международный бизнес описывают источники РБК. Окончательный вариант реорганизации может появиться к маю, а сделка планируется до конца 2023 года.
Реорганизация нидерландской компании обсуждалась с начала спецоперации. По данным источников РБК, одним из вариантов стало выделение российской части бизнеса в отдельное юрлицо, зарегистрированное в специальном административном районе Калининграда.
В рамках новой российской структуры создается фонд менеджеров, в который могут войти экс-глава Счетной палаты Алексей Кудрин, экс-гендиректор компании Тигран Худавердян, топ-менеджеры Даниил Шулейко и Артем Савиновский. Этому фонду материнская компания передаст управление российским бизнесом на пять лет. Также они получат право голосования контрольным пакетом акций.
Нидерландской Yandex N.V. получит лицензии на развитие четырех проектов за рубежом: беспилотников, облачных технологий, образовательного «Яндекс.Практикума» и проекта разметки данных «Толока». Также обсуждается возможность выплаты в адрес нидерландской компании суммы в размере 300-400 млн долларов.
Следующий этап реорганизации предусматривает возможность продажи 51% «российского Яндекса» инвесторам, 49% сохранит себе материнская компания, чтобы не потерять международных партнеров.
Состав российских инвесторов еще не определен, но менеджеры компании настаивают на привлечении частного бизнеса. В предварительный список вошли 20 крупнейших предпринимателей России. Это бывший основной владелец «Полюс-золото» Сулейман Керимов, совладелец производителя минеральных удобрений «Акрон» Вячеслав Кантор, акционеры «Лукойла» Вагит Алекперов и Леонид Федун, владелец группы «Ренова» Виктор Вексельберг, основательница Wildberries Татьяна Бакальчук, президент «Интерроса» и «Норильского никеля» Владимир Потанин и другие.
Источник РБК говорит, что «многие из этого списка удивятся, что они вообще там есть». «Существует две проблемы возможной сделки. Во-первых, частные инвесторы сейчас не готовы платить много из-за санкционного риска. Много готовы платить государственные и квазигосударственные участники рынка. А для инвесторов доходность имеет приоритетное значение. Во вторых, проблема для покупателя заключается в том, что продается 51% именно экономического интереса, а все решения в компании в течение пяти лет будет принимать фонд менеджеров».
Представители семьи Когана, Кантора, а также Леонид Федун заявили, что предложений о покупке им не поступало. Источник РБК отметил, что Владимир Потанин заинтересован в экономическом контроле, но менеджмент «Яндекса» опасался, что тот «получит возможность влиять на принятие решений». Собеседник издания в «Интерросе» подтвердил, что подобные переговоры велись, но приводить подробности не стал.
Альтернативный вариант реорганизации «Яндекса» не предусматривает продажу 51% российской «дочки», говорит источник РБК. Еще один источник, близкий к «Яндексу», отметил, что «схем больше, чем две, но часть из них уже неактуальна».
РБК собрал все версии раздела «Яндекса» и слухи, которые ходят в близких кругах, но реалистичной истории из этого не вышло, считает председатель совета Фонда развития цифровой экономики Герман Клименко:
— Слухов очень много, но если совсем очистить историю, наверное, можно говорить о том, что хотят, первое, получить деньги на развитие зарубежных ресурсов, а второе — это получить деньги, потому что куда пойдут деньги от продаж? То есть в России на бирже NASDAQ прекращены торги акциями «Яндекса», там сидит огромный пласт акционеров, у которых есть много вопросов. Необходимо изыскать деньги на погашение долгов там, если бы он торговался на российской бирже, только на ней, все было бы достаточно просто. Но я бы хотел обратить внимание на тот момент, что все это уже происходит год, пока ничего не сделано, и я думаю, что эта история будет долго тянуться, я пока не вижу разумных способов. Набор всех этих слухов, всех желаний, всех хотелок выглядят, как Франкенштейн. Я пока не вижу цельной юридической основы для того, чтобы это все в том виде, как есть, запустилось, не очень понятно, можно ли это сшить в единый документ, который бы обеспечил эффективное развитие «Яндекса».
— Из перечисленных в публикации потенциальных акционеров и людей, которые могли бы проявить интерес, кто-то у вас вызывает явное чувство уверенности, что это может быть так?
— Знаете, я говорил с одним из представителей этого списка, не могу, к сожалению, сказать, с кем. Понимаете, крупные миллиардеры — существа следующего свойства: они всегда ищут, куда деть деньги, у них главная проблема — это вложения. Инвестиции в «Яндекс» были всегда интересны, точно так же, как, помните, история с Telegram, все дружно побежали давать Дурову деньги. «Яндекс» — достаточно хороший актив, и все хотели его купить до момента этого скандала. Но, с другой стороны, миллиардеры все такие же пугливые, но есть среди них те, которые занимаются покупкой очень сложных активов, типа Потанина, который купил «Тинькофф», но, наверное, очень дешево было. Но «Яндекс» очень дешево пока не продается. В текущей схеме, в непонятной, по крайней мере, тот, кто мне звонил, участвовать не собирается. А разговоры со всеми идут всегда.
Сейчас капитал Yandex N.V. разделен между семейным трастом основателя компании Аркадия Воложа, у него 8,5%, и сотрудниками компании, у которых чуть больше 3%. Остальные 87,5% находятся в свободном обращении. «Золотая акция» принадлежит учрежденному «Яндексом» Фонду общественных интересов, в который входят представители российских вузов, топ-менеджеры компании и глава РСПП Шохин.
По словам источников, знакомых с ходом переговоров, 51% «российского Яндекса» планируется продать за 4 млрд долларов. Сама компания оценивается в 8 млрд долларов. Но сколько «Яндекс» и его бумаги будут стоить после реорганизации, сказать сложно, говорит управляющий активами Международного фонда частных инвестиций Александр Душкин:
Александр Душкин управляющий активами Международного фонда частных инвестиций «Нельзя сказать, что за последние дни акции «Яндекса» сильно колебались, пожалуй, они сильно колебались год назад, сейчас они в принципе, можно сказать, по сравнению с годом назад не двигаются вообще. Там были, конечно, неплохие цифры по отчетности, но не до конца понятно, что будет с этими цифрами после разделения «Яндекса». Перспектива разделения «Яндекса», судя по материалам, которые сейчас поступают, выглядит настолько сложной, запутанной, и предполагаемый круг участников не знает, что он является предполагаемым кругом участником этих процессов, поэтому трудно что-либо сказать вообще. Есть ли «Яндекс», нет ли «Яндекса», для этого, видимо, уже нужен Google».
Представитель «Яндекса» отказался комментировать как схему реорганизации, так и возможный список претендентов на вхождение в капитал компании.