Крупные операторы связи начали отключать мелких партнеров без системы «Антифрод»
Лента новостей
Это связано с тем, что многие малые операторы, которые арендуют сети у больших, пропускают звонки мошенников с подменных номеров. А жертвами часто становятся абоненты крупных операторов, которые приняли вызов
Обновлено в 14:45
Крупные операторы связи начали отключать своих партнеров без системы борьбы с подменными номерами «Антифрод». Как пишет «Коммерсантъ», это связано с тем, что многие малые операторы, которые арендуют сети у больших, пропускают звонки мошенников с подменных номеров. Причем жертвами часто становятся абоненты крупных операторов, которые приняли вызов.
Роскомнадзор запустил единую платформу верификации телефонных вызовов «Антифрод» в конце января. К ней до конца года должны подключиться все операторы. За нарушение требований предусмотрен штраф от 600 тысяч до 1 млн рублей. В Роскомнадзоре сообщили, что крупные операторы должны самостоятельно принимать решение о подключении сторонних компаний к своей инфраструктуре.
Комментирует ведущий аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин.
Эльдар Муртазин ведущий аналитик Mobile Research Group «Большой оператор единственное, что может сделать, — не пропускать звонки от маленького оператора, когда они точно понимают, что это мошенники, спамеры и так далее. Простой пример, часто случается ситуация с подменой номера, когда, например, маленький оператор передает при звонке данные, что звонок осуществляется с номера MTC. MTC знает, что это их номер, соответственно, такой звонок просто блокируется, это достаточно давно работает. Абоненты не чувствуют вообще ничего, они пользуются, как пользовались, своей связью, то есть кто может пострадать? Может пострадать абонент небольшого оператора, который использует свой телефон в нарушение договора с оператором для коммерческой деятельности, а именно массового обзвона. Есть 319-й федеральный закон, который обязывает операторов участвовать в антифрод-платформе. Штрафов пока нет, тем не менее, все операторы участвуют в этом, они в этом заинтересованы. Вот буквально на прошлой неделе была отраслевая конференция, которую создала компания «Билайн» и собрала других операторов, чиновников, банки, где Александр Торбахов, генеральный директор «Билайна», достаточно откровенно сказал о том, что у нас есть проблема: мы предлагаем банковские карты, кредитные карты, другие продукты и закрываем глаза на то, что в наших сетях с помощью наших технологий живут мошенники, которые обманывают, в том числе, наших близких людей. И задача индустрии сегодня — собраться вместе и исправить эту ситуацию, сделать так, чтобы нам не было стыдно, приходя домой, общаться со своими родителями, родственниками, и говорить, что так получилось. Это вот как раз таки показывает, что сегодня в этом заинтересованы практически все, потому что мошенники и вот эти звонки реально стали проблемой, достали всех. Люди прекратили отвечать на звонки как таковые с незнакомых номеров, потому что, как правило, это либо спам, либо мошенники».
Операторы связи обязаны подключиться к системе «Антифрод» для борьбы с подменными номерами до конца года, то есть говорить об ответственности за неподключение рано. Так что малые операторы могут подать в суд на больших за нарушение договора сотрудничества, отмечает руководитель направления «Разрешение It & Ip споров» юридической фирмы «Рустам Курмаев и партнеры» Ярослав Шицле.
Ярослав Шицле руководитель направления «Разрешение It & Ip споров» юридической фирмы «Рустам Курмаев и партнеры» «У нас закон о связи предусматривает ответственность операторов связи за пропуск звонков с подменными номерами, ответственность за это несут, в том числе, операторы большой четверки. И операторы большой четверки предоставляют свои мощности для малых операторов. И здесь получается коллизия, что законодатель забыл об этом подумать, что есть не только крупные операторы, но и мелкие операторы связи, у которых, получается, нет обязанности подключаться к системе «Антифрод». И большие операторы связи просто, видимо, на опережение действуют, и боятся, что их из-за того, что через малых операторов связи будут проходить подменные звонки, их будут привлекать к ответственности. То есть они хотят исключить свою ответственность, но в то же время нарушают права малых операторов связи. Поэтому логика больших операторов понятна, но у малых операторов есть шансы в суде на текущем этапе защитить свои права, потому что, поскольку между ними заключен договор с определенными условиями, по закону они ничего на данный момент не нарушили, и, естественно, их не могут просто так ограничивать в возможности продолжать свою коммерческую деятельность. Другой вопрос, что к этому спору, очевидно, должен привлекаться Роскомнадзор, чтобы имелось судебное решение, где бы говорилось, что, если происходит ситуация, когда малый оператор связи пропускает подменный звонок, но он по закону еще не обязан быть подключенным к этой системе «Антифрод», то большой оператор связи не может нести за это ответственности».
В МТС заверили, что не отключают «малых партнеров». «Ростелеком» заявил, что им неизвестны случаи подобных отключений, а вот в «Теле2» считают, что оператор имеет право прекратить прием трафика от игрока, с сети которого наблюдает «регулярное поступление фродового трафика». В «Мегафоне» газете ответили, что «блокируют звонки с российской нумерацией из международных сетей, если нет подтверждения, что звонящий находится в роуминге». В «Вымпелкоме» («Билайне») отказались от комментариев.