16+
Вторник, 18 июня 2024
  • BRENT $ 84.13 / ₽ 7489
  • RTS1126.25
21 марта 2023, 20:17 Общество

Ответственность за нарушения правил грузоперевозок Госдума переложила с водителя на владельца автомобиля

Лента новостей

Теперь административные штрафы за нарушения правил движения тяжеловесного транспорта будет оплачивать руководство перевозчика. В каких случаях это справедливо, а когда нет?

Фото: Донат Сорокин/ТАСС

За нарушения грузоперевозок ответственность будет нести владелец автомобиля, а не наемный водитель. Такой законопроект приняла во вторник Госдума. Другими словами, административные штрафы за нарушения правил движения тяжеловесного транспорта, тех же грузовых сцепок, будет оплачивать руководство перевозчика.

Сейчас на рынке происходит по-разному, иногда ущерб и штрафы возмещают с самих водителей, иногда ответственность несут те, кто оформлял грузы, иногда — напрямую руководство, все зависит от внутренних регламентов фирмы. Впрочем, водителя всегда найдут за что привлечь, уверен замруководителя общественной организации водителей-профессионалов Александр Котов:

— Конечно, вещи, от которых водители совершенно не зависят, — это перегруз прежде всего. Водитель — лицо подневольное, за те действия, которые он совершает лично, он отвечает и будет отвечать, проехал перекресток на красный свет, пьяный.

— Как раньше было?

— Солидарная ответственность была. Я думаю, что в некоторых случаях она останется. Что-то нарушает водитель, за это несут ответственность водитель, его начальник, который руководит производством, и владелец транспортного средства. Почему владелец транспортного средства, потому что найти его проще простого. Всю ответственность, которую он понесет, он может регрессом спросить с того, кому он доверил автомобиль, или с того, кто у него взял автомобиль во временное пользование. С наемного водителя, если совершено ДТП с достаточно серьезным ущербом, взять нечего, поэтому потерпевший имел полное право выбрать, с кого взять деньги, прежде всего это был владелец транспортного средства.

Сегодня в статьях КоАП говорится, что за нарушения перевозки грузов, например за превышение допустимой массы или габаритов груза, отвечают либо водитель грузовика, либо ответственные за перевозку лица, а также собственник транспорта. Однако Конституционный суд по этому поводу выпускал разъяснения в 2019 году — по ним, даже если водитель официально оформлен в транспортной компании, он не получает прав на владение грузовиком, а значит, все риски несет работодатель. Сейчас Госдума закрепила эти разъяснения, говорит управляющий партнер юридической компании «Варшавский и партнеры» Владислав Варшавский:

Владислав Варшавский управляющий партнер юридической компании «Варшавский и партнеры» «Внесенные изменения направлены на то, чтобы закрепить те позиции, которые были сформулированы в постановлении Конституционного суда 18 января 2019 года уже в Кодексе об административных правонарушениях, поскольку Конституционный суд сказал, что сама по себе передача собственникам транспортного средства не является основанием, чтобы снимать с него ответственность за соответствующие нарушения в части грузоподъемности этого транспортного средства и соблюдения требований, которые предъявляются к таким тяжеловесным и крупногабаритным транспортным средствам».

Кроме того, по новому законопроекту сокращается штраф — с 500 тысяч до 400 тысяч рублей — за превышение габаритов грузовика более чем на 50 сантиметров, либо за превышение разрешенной массы транспорта на 50%. О том, обоснованно ли перекладывают всю ответственность на собственника, Business FM спросила гендиректора компании «Оптимальная логистика» Георгия Властопуло:

Георгий ВластопулоГеоргий Властопуло генеральный директор компании «Оптимальная логистика» «Очень похоже на трудовое законодательство, относящееся к офисным работникам. Сидит сотрудник, ошибся, например, в нашем случае при декларировании товаров, штраф вменяется непосредственно генеральному директору и таможенному представителю. То есть сотрудник, который выполнял технические функции заполнения декларации, ответственности не несет. Чтобы его привлечь к ответственности, нужно семь кругов ада пройти, чтобы с него хотя бы 10 копеек получить. Мне кажется, тут немножко похоже пытаются это все сделать, это не совсем правильно. Потому что водитель транспортного средства, управляя им, большую часть решений принимает самостоятельно, но особенно и касаемо правил дорожного движения, он подписывает путевой лист, у него есть должностные обязанности, должностные инструкции. Как можно полностью штраф переложить на гендиректора? Мне кажется, это не совсем корректно. Что касается перевозки грузов, если нарушается загрузочная масса или превышается габарит, тут уже вопрос интересный. Диспетчер, который направляет водителя транспортного средства на погрузку, должен проверить, соответствует требование заявке, и если он говорит водителю: «Отправляйся и грузи» — то тут часто мы слышим и от коллег по цеху, что водители безвольно вынуждены ехать и брать тот груз, который ему передает грузоотправитель. В этом случае, действительно, это резонно и вполне объективно, что такую ответственность можно перекладывать непосредственно на руководителя транспортного предприятия».

Ранее, в феврале, Госдума отменила штрафы за незначительное превышение габаритов грузовиков. Речь о штрафе в 150 тысяч рублей за лишние 10 сантиметров габаритов, которые фиксировались камерами. Штраф, как указали в Госдуме, часто был необоснован, потому что в процессе движения у грузовиков просто раздувался тент.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию