В Москве и Петербурге наблюдаются проблемы с GPS-навигацией
Лента новостей
Сбои уже привели к массовой путанице в заказах такси, работе курьеров и каршеринга. Могут ли эти проблемы быть связаны с ответными мерами по обеспечению безопасности после атаки дронов на здания Кремля, чтобы ввести в заблуждение навигационную систему БПЛА? В Петербурге тем временем жители сообщают о схожих сбоях в системе навигации
Сервис каршеринга «Cитидрайв» сообщил в своем приложении о проблемах с GPS внутри Садового кольца. Как говорится в сообщении пресс-службы, «у пользователей возникают сложности с началом аренды, так как машины могут неправильно отображаться на карте».
Московские водители уже с утра в четверг сообщают о сбоях в работе GPS-навигации и связывают это с усилением мер безопасности в столице после атаки беспилотников на Кремль. Впрочем, эффективность таких мер защиты у экспертов вызывает вопросы. Неясно также, на какое время вводятся эти меры.
Еще накануне опрошенные Business FM таксисты отмечали, что давно не было в столице сбоев систем GPS-навигации. Хотя раньше были случаи, когда проезжающий рядом с Кремлем водитель вдруг обнаруживал, что по навигатору находится в аэропорту «Шереметьево» или прямо посреди русла Москвы-реки. После попыток атак беспилотников на Кремль усиление мер защиты напрашивалось, и, собственно, их введение подтвердило, что угроза была реальная.
С утра в четверг водители стали сообщать о массовых сбоях навигации внутри Садового кольца и местами — за его пределами. Больше всего жалоб, судя по рабочим чатам таксистов, на протяжении всей Тверской улицы. Говорят, чтобы клиенты готовились к опаздывающим курьерам и таксистам, пропускающим повороты. Такие сбои сказываются на всех сервисах и устройствах: навигаторах, фитнес-браслетах, приложениях по аренде машин и самокатов. Очевидно, области воздействия против дронов расширили — раньше они не уходили далеко за пределы Кремля. О своих впечатлениях от поездок рассказывает один из московских таксистов:
«Навигация в «Яндексе» не работает абсолютно. Соответственно, и пассажир не видит, где реально находится машина, и водитель получает заказ на подачу машины, которая, мягко говоря, находится чуть ли не в другом городе. То, что касается района Белорусского вокзала, Охотный Ряд, особенно Охотный Ряд и Большая Бронная, скорее всего, там работают глушилки. То есть в этих местах навигация замирает, и вообще ничего, то есть ты находишься на одном месте, пока не выедешь из зоны действия, потом возобновляется работа навигации. В службе поддержки сказали, что у них огромное количество звонков, что проблема с GPS. Конкретно у меня заказ — улица Тверская, 3, это «Интурист», я приезжаю туда, никого нет. Связываюсь с пассажиром по телефону, который в заказе указан, человек оказывается в Дагестане, так, на секундочку, и ничего не представляет о том, что заказ такого плана есть».
Как отмечали в разговоре с Business FM эксперты по беспилотным аппаратам, глушилки, создающие «защитный купол» в определенной области, могут отсеять лишь самые дешевые, массовые и небольшие дроны, которые и так не могут представлять большой опасности и не могут нести внушительного груза. Между тем в военных целях применяются дроны, которые могут вообще не использовать GPS для определения себя в воздушном пространстве.
Уже не раз всплывали сообщения, что дроны не долетают до предполагаемых объектов атаки и порой падают буквально в нескольких метрах от цели. В случае с прилетами по Кремлю на видео заметно, что дроны взрывались буквально в нескольких метрах от купола Сенатского дворца. Хотя чисто визуально воздействия на них никакого не оказывалось. Системы, позволяющие сбивать дроны и в паре метров от цели, и на дальних подступах, есть и они разные, подтвердил Business FM гендиректор ассоциации AeroNext Глеб Бабинцев:
— РЭБ — это недостаточная мера, она уходит в прошлое, потому что сегодня даже гражданские беспилотники уже умеют летать автономно и даже при заглушенной навигации. Это мера для самых простых беспилотников, которые работают, быть может, в рынке, да, они получают какие-то команды управляющие, любительские аппараты. Но серьезные аппараты летают по иным принципам навигации, используя геофизические поля, используя машинное зрение.
— По слухам, некоторых работников ЖКХ иногда выгоняют на такие посты, значит, понаблюдать в небе за, возможно, пролетающими беспилотниками. Визуальное обнаружение.
— Человеческий глаз в хорошую погоду может увидеть аппарат, который весит примерно 30-50 килограммов, на расстоянии, я полагаю, метров на 300-400. При этом времени на реагирование, на принятие решения на противодействие уже не останется.
— То есть это бездейственная мера?
— Абсолютно.
— Ранее были сообщения, что некоторые дроны взрываются в воздухе, не долетая до цели.
— Я предполагаю, что объект был замечен и в последний момент уничтожен.
— Какая-то особенная система уничтожения «в последний момент»?
— Скорее всего, это другое воздействие. Когда вы летите высоко, нужно воздействовать чем-то, догоняющим то, что летит высоко. Когда вы уже низко, нужно воздействовать чем-то из ближнего радиуса.
По мнению эксперта, в России нужны законодательные изменения в отношении беспилотников. Можно, к примеру, прописать обязательные функции дронов по части их самообнаружения и идентификации. Другими словами, чтобы дрон сам направлял информацию о себе в нужные службы прямо в полете. Технические возможности для этого есть. Условно — создать диспетчерскую, как для самолетов. Если некий дрон сохраняет режим молчания, сбивать его на дальних подступах.
Неясно, как скоро закончится усиление «противодронной» обороны в Москве. Сервис «Ситидрайв», например, в своем сообщении для клиентов предполагает, что скоро. Как говорит пресс-служба «Ситидрайва», «мы советуем выбирать другие маршруты при планировании поездок до 9 мая включительно».
В Санкт-Петербурге жители сообщают о таких же сбоях, что и в Москве. Навигаторы показывают, что самокаты плавают в реке, а водителей уносит из центра города в аэропорт «Пулково».