Литва хочет самостоятельно блокировать транзит товаров в Калининград
Лента новостей
Это позволит Литве ограничивать потоки товаров без согласования с другими странами Евросоюза. Для чего Литве нужна односторонняя блокировка транзита?
Литва просит Евросоюз разрешить ей самостоятельно блокировать транзит товаров через свою территорию. Соглашение позволит Литве ограничивать потоки товаров без согласования с другими странами союза. Глава МИД республики Габриэлюс Ландсбергис отметил, что в ЕС разрешается применять подобные ограничения, особенно в отношении продукции двойного назначения.
Для чего Литве нужна односторонняя блокировка транзита? Говорит президент Российской ассоциации прибалтийских исследований, доктор экономических наук и профессор СПбГУ Николай Межевич:
Николай Межевич президент Российской ассоциации прибалтийских исследований, доктор экономических наук, профессор СПбГУ «Литва вместе с Польской Республикой находится в авангарде группы стран, которые выступают за всемерное ограничение внешнеэкономических связей и Российской Федерации, и Белоруссии с государствами ЕС. И в случае с Литвой решается еще одна задача — экономическая блокада Калининградской области. Дело в том, что текущие соглашения предполагают, что сохраняется российский транзит в Калининградскую область, там определенные ограничения, связанные с военной техникой, военным оборудованием и контингентами призывников. Но тогда Россия пошла на этот компромисс, не без оснований предполагая, что призывников можно привозить и увозить морем, технику тоже, а вот хлеб, гречку, сахар и картофель, товары машиностроительные и стройматериалы рациональнее возить через сухопутную границу. Отметим, что Россия за транзитную функцию Литве платит, то есть это не просто Христа ради. Но с тех пор отношения российско-литовские резко ухудшились. Фактически Литва уже ставила в прошлом году вопрос о блокаде Калининграда. Надо отметить, что никакой симпатии Литва не испытывает и ко всем другим постсоветским государствам, за исключением некой демонстративной любезности к Латвии и Эстонии, поэтому в какой-то степени это все относится и к постсоветскому пространству. В частности, это холодный душ для Казахстана, который рассчитывал на Клайпеду, то есть через территорию России, потом в Белоруссию, в Клайпеду вывозить свои товары».
Сейчас российские компании стремятся избегать сухопутного транзита в Калининградскую область через Литву, рассказывает гендиректор компании «Сталена» Сергей Гоз:
Сергей Гоз гендиректор компании «Сталена» «Все прекрасно понимают, куда эти грузы идут и для чего — для обеспечения жизнедеятельности Калининградской области. Вот эта разрешенная группа товаров пока еще не попала под очередной пакет санкций, есть какие-то квоты в рамках каких еще можно что-то сюда ввезти — нефтепродукты, какие-то объемные строительные материалы. Мы везем в область либо морем, паромами, либо мы из области везем ту категорию грузов, какая еще может отсюда вывозиться, совершенно небольшая категория грузов, связанная с продуктами питания, но так как сейчас у нас есть достаточно серьезные ограничения по движению этих грузов, то мы стараемся в область попадать как можно реже своим ходом посуху, все эти ограничения — возможность манипулировать. Под товары двойного назначения можно ложку подогнать: ложкой солдаты едят? Едят, значит, товары двойного назначения. Я могу думать, что это на какое-то время нам осложнит жизнь, но все равно мы адаптируемся».
Инициатива Литвы находится на стадии согласования с Евросоюзом. Прошлым летом страна запретила железнодорожный и автомобильный транзит в Калининград товаров под европейскими санкциями. В начале этого года в стране заявили, что планируют дальнейшее снижение грузового транзита в Калининградскую область.