16+
Понедельник, 20 мая 2024
  • BRENT $ 83.65 / ₽ 7583
  • RTS1204.10
16 июля 2023, 12:53 Технологии

Парадоксы трендов умного дома в России: интерес растет, продажи падают

Лента новостей

В России в первом полугодии 2023 года наблюдается снижение продаж домашней электроники и техники на 9%, при том что интерес к интернету вещей и его составляющим вырос год к году на 24%, а по некоторым позициям еще выше. В чем причина?

Фото: Станислав Красильников/ТАСС

По итогам первого полугодия этого года аналитики наблюдают общее снижение продаж электроники и техники для дома на 9%, в том числе и на умную бытовую технику. При этом, по их статистике, интерес россиян к смарт-продукции в целом вырос год к году на четверть, а на ряд позиций — в два раза, пишет Forbes со ссылкой на данные фискального оператора «Платформа ОФД».

В условную категорию смарт-гаджетов поставщики и продавцы относят устройства, которые подключаются к интернету, управляются голосом и как бы общаются между собой, — так называемый интернет вещей. По данным аналитиков, такая техника все основательнее входит в быт россиян. А позитивный пользовательский опыт применения, например, умных колонок, которые на сегодняшний день представлены в широком ассортименте, уже сформирован.

В топ продаж смарт-гаджетов входят, как правило, колонки, роботы-пылесосы и системы умного дома, то есть набор устройств, которые автоматизируют те или иные действия в доме. Самый простой пример — включение и выключение света в определенное время.

По сравнению с прошлым годом, средний чек на умную бытовую технику и электронику вырос на 5%, а число покупок увеличилось на 24%. Так, по данным оператора фискальных данных «Платформа ОФД», россияне стали больше покупать колонки, лампы, светильники, розетки, выключатели, системы умный дом или базовый комплект оборудования к нему.

По словам директора департамента развития продуктов на больших данных компании «Платформа ОФД» Дмитрия Батюшенкова, спрос вырос, потому что эти категории товаров стали значительно доступнее для клиентов и намного проще в использовании. Поэтому больше нет необходимости в сложных процедурах монтажа, отмечает он:

Дмитрий Батюшенков директор департамента развития продуктов на больших данных компании «Платформа ОФД» «Развивается инфраструктура, благодаря которой новые гаджеты просто заменяют своих простых конкурентов. Сейчас в лидеры продаж выходят смежные устройства, дополняющие формирующуюся инфраструктуру, просты в подключении и использовании, такие как светильники, лампы, которые управляются на сегодняшний день голосом через колонки или через мобильные устройства. Также все чаще в наименованиях товаров становится указание на ИИ. Объем вырос за год в 4-5 раз. Все больше умной бытовой техники поступает из Китая, дружественных стран и реализуется в онлайн-канале, за счет чего расширяется линейка более доступных по цене предложений. Это обеспечивает снижение трат покупателя на такую продукцию и в какой-то мере увеличивает количество общих покупок».

При этом спрос снизился на умную бытовую технику, например чайники и роботы-пылесосы. Так, число покупок второй позиции снизилось на 10% по сравнению с прошлым годом. Директор сети магазинов техники и электроники re:Store Расим Лемберанский отмечает, что во многом это связано с тем, что такой формат устройств появился на рынке довольно давно:

Расим Лемберанский Директор сети магазинов техники и электроники re:Store «Условно первые роботы-пылесосы появились еще 10 лет назад. Рынок ими насыщен, и кажется, что достигнут потолок роста. А во-вторых, их умные и полезные функции не столь очевидны клиентам, как элемент умного дома, который действительно полезен. Наблюдается тренд объединения различных элементов в экосистемы. Тренд унификации беспроводных протоколов для того, чтобы различные устройства разных производителей могли друг с другом взаимодействовать. Это очень важная веха, которая позволяет подключать любые устройства к голосовым ассистентам, которые также просто драйвятся. И нам кажется, что этот тренд будет продолжаться еще очень долго».

Раньше смарт-гаджеты производили только крупные зарубежные бренды, и они были достаточно дорогими. Поэтому тогда умный дом в понимании потребителя ассоциировался с большими затратами. Сейчас эта проблема вроде решена: те же китайские компании работают в довольно низком ценовом сегменте и по качеству могут стоять в одном ряду с американскими и европейскими брендами. Но все-таки главная проблема — в привычках. Для кого-то управление вызывает трудности, а кто-то боится, что умные устройства будут их подслушивать. А тут еще все нарастающее в обществе беспокойство по поводу возможностей искусственного интеллекта. Словом, процесс диджитализации населения — явно не быстрый. Пока многие считают, что, может, оно и к лучшему. Свет иногда хочется выключить самому.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию