Воскресенье, 28 апреля 2024
29 июля 2023, 06:12 Технологии

Высокотемпературные сверхпроводники: стоит ли мир на пороге технологической революции?

Группа исследователей из Южной Кореи утверждает, что создала первый в мире материал, который идеально проводит электричество при комнатной температуре и обычном давлении. Энтузиасты уже говорят о новой технологической революции. Однако многие специалисты выражают скепсис. Почему мнения столь расходятся?

Фото: Sukbae Lee et al. / arXiv

Обновлено в 13:13

Полученный в Южной Корее сплав представляет собой твердое вещество серо-черного цвета и состоит из свинца и меди с небольшими примесями фосфора и серы. Авторы исследования утверждают, что он сохраняет сверхпроводящие свойства при температуре до 127 градусов Цельсия и обычном давлении.

Если это окажется правдой, перспективы открываются фантастические: поезда на магнитной подушке, электромобили, способные на одной зарядке проезжать тысячи километров, электросамолеты, а главное — многократное удешевление производства и транспортировки энергии. В этом случае мир переменится, констатирует главный редактор журнала «Нефть и капитал» Владимир Бобылев:

Владимир Бобылев главный редактор журнала «Нефть и капитал» «Любая подобная новость должна будоражить энергетиков, потому что технологии развиваются, регулярно появляются новые варианты и форматы добычи энергии. Проблема заключается в том, что большая часть этих технологий — странные вещи, которые опровергаются. Но есть еще один важный момент. Главная проблема — сделать эту технологию мультиплицируемой, а во-вторых, чтобы производство энергии при помощи этой технологии было конкурентоспособным по сравнению с текущими ценами на энергоносители. Так или иначе пока совершить переворот не удалось».

Еще в 1987 году швейцарские ученые Карл Мюллер и Йоханнес Беднорц получили Нобелевскую премию за открытие высокотемпературных сверхпроводников. И тогда мир также ожидал революции. Но она не произошла. Их материал все равно приходилось охлаждать, хотя и не до сверхнизких температур. Кроме того, для достижения эффекта нужно было, чтобы материал находился под давлением. Избавиться от этих недостатков так и не удалось. А без этого для создания технологий новые материалы не подошли, оставшись просто академическим открытием. Комментирует профессор Центра фотоники и квантовых материалов Сколтеха Олег Астафьев:

Олег Астафьев профессор Центра фотоники и квантовых материалов Сколтеха «Если это правда, конечно, это переворот не меньше, чем открытие в 1986 году. Это может привести к революции во многих инженерных направлениях. Надо подождать других экспериментов, которые подтверждают это. Все предыдущие открытия произошли случайно. Теория уже потом попыталась это описать».

Пока что две опубликованные на сайте Корнуэльского университета статьи — это не более чем так называемые препринты, то есть они не подвергались рецензированию. Необходимо дождаться проверки полученных корейцами результатов, указывает доктор химических наук, профессор химического факультета МГУ Игорь Морозов:

Игорь Морозов профессор химического факультета МГУ «Мои коллеги, сотрудники кафедры физики низких температур и сверхпроводимости физического факультета МГУ как профессионалы посмотрели графики, которые приводятся в этой статье, и высказали большие сомнения. Потому что приведенные данные не дают оснований однозначно утверждать, что это то, о чем пишут авторы. Возможно, они искренне верят, что это сверхпроводимость. Они это хотят увидеть и утверждают, что это так и есть. Им не удалось получить чистое соединение, не удалось провести структурное исследование. По этим данным ничего сказать нельзя».

Ученые, заявившие об открытии, излучают уверенность. В беседе с научным журналом New Scientist руководитель группы Хюн-Так Ким заявил, что поддержит любого, кто попытается повторить работу его команды. Следует отметить, что сплав, названный его создателями LK-99, уже был ими запатентован в южнокорейском бюро интеллектуальной собственности.