16+
Суббота, 9 ноября 2024
  • BRENT $ 73.90 / ₽ 7230
  • RTS880.52
2 августа 2023, 23:43 Политика

Владимир Путин поговорил с Реджепом Тайипом Эрдоганом. Но еще не обо всем договорился. Комментарий Георгия Бовта

Лента новостей

В ходе телефонного разговора лидеры стран обсуждали возможность новой встречи. Правда, стороны, судя по официальным сообщениям, еще не условились о месте и времени переговоров — на фоне последних заявлений и действий Эрдогана это неудивительно, отмечает политолог

Георгий Бовт.
Георгий Бовт. Фото: Михаил Фомичев/ТАСС

Состоялся телефонный разговор Владимира Путина с президентом Турецкой Республики Реджепом Тайипом Эрдоганом. Как, в частности, сообщается на сайте Кремля, «Владимир Путин изложил принципиальную позицию России в связи с прекращением действия пакетных соглашений о вывозе украинского зерна из черноморских портов и разблокировании поставок российского продовольствия и удобрений. Отмечено, что в условиях полного отсутствия прогресса в реализации российской части зерновой сделки ее очередное продление потеряло смысл. Подтверждена готовность вернуться к Стамбульским договоренностям, как только Западом будут на деле выполнены все зафиксированные в них обязательства перед Россией».

Касательно двусторонних отношений, лидеры сконцентрировались на перспективах дальнейшего развития торгово-экономических связей, реализации совместных стратегических проектов в сфере энергетики, а также сотрудничества в туристической отрасли. Выражено удовлетворение устойчивым ростом товарооборота, который по итогам 2022 года увеличился почти вдвое. Условлено о продолжении контактов на различных уровнях, в том числе в контексте подготовки возможной встречи двух лидеров. Других подробностей разговора не последовало. Но есть нюансы.

Изложение разговора Москвой и Анкарой несколько отличается. Так, администрация турецкого президента сообщила, что в ходе разговора Эрдоган призвал российского коллегу «избегать эскалации» после выхода из зерновой сделки. Явно имея в виду нанесенный рано утром в день разговора удар российскими беспилотниками по портовой инфраструктуре украинского порта Измаил в дельте Дуная. В результате чего портовым сооружениям был нанесен значительный ущерб. Тут есть своя предыстория.

Ранее в СМИ появилась информация о том, что 31 июля три грузовых судна, принадлежащих греческой, израильской и турецко-грузинской компаниям, прибыли к украинским зерновым терминалам как раз в порту Измаил. И это стало первым заходом иностранных судов в украинские порты после отказа России от продления зерновой сделки. При этом Минобороны РФ предупреждало, что все суда, направляющиеся в порты Украины, будут рассматриваться как потенциальные перевозчики военных грузов. Тем не менее греческое и израильское суда проследовали в направлении Измаила через Босфор, а турецко-грузинское судно из северной Турции. Они шли с включенными транспондерами и не скрывали своего курса. За их переходом наблюдали четыре разведывательных самолета НАТО. Российские военные корабли не предпринимали попыток остановить и досмотреть эти суда.

Это могло породить надежды среди перевозчиков, что зерновая сделка может в таком формате и дальше работать, вопреки выходу из нее России. Если это так, то удары по портовой инфраструктуре Измаила были призваны показать, что подобные надежды могут быть иллюзорными и с Москвой все-таки надо как-то договариваться. Мировые цены на зерно после этого скакнули еще на 2,5% в дополнение к 15-процентному росту после 17 июля, когда Россия приостановила участие в зерновой сделке.

Твердость позиции по вопросу ее возобновления, отраженная в кремлевском пресс-релизе, показывает, что пока никаких подвижек по этой ситуации не произошло, а призывы Эрдогана «просто так» возобновить действие пакетных соглашений результата не имели. После чего тот пообещал «продолжать усилия» в данном направлении. Как говорится, да поможет ему Аллах.

На этом фоне со стороны США прозвучали заявления, которые имеют потенциал превратиться в более конкретные угрозы. Американский постпред в ООН Линда Томас-Гринфилд заявила, что если Россия хочет доставлять свои минеральные удобрения на мировые рынки и производить расчеты за сельхозпродукцию, то ей следовало бы вернуться в зерновую сделку. Притом что ни удобрения, ни сельхозпродукция пока ни под какие санкции не попали, хотя российские производители жалуются на трудность проведения расчетов и множественные проблемы с фрахтом судов и страхованием перевозок.

Существенно отличалась российская и турецкая нюансировка подачи и темы возможного визита Путина в Турцию. Так, в изложении Анкары получается, что лидеры договорились о визите, причем уже в августе, но сроки еще не согласованы. В кремлевском пресс-релизе говорится лишь о «продолжении контактов на различных уровнях, в том числе в контексте подготовки возможной встречи двух лидеров». Без уточнения, где именно.

Разумеется, российскому президенту было бы комфортнее принимать Эрдогана у себя дома, к примеру в Сочи. Наверное, даже не столько потому, что визит в Турцию стал бы первым зарубежным визитом российского лидера после того, как Международный уголовный суд выдал ордер на его арест. Турция, в отличие от ЮАР, куда Путин не поедет на саммит БРИКС именно в связи с этим обстоятельством, не является подписантом Римского статута, который обязывал бы ее исполнять решение МУС. В этом плане российскому президенту на турецкой земле вряд ли что-либо грозило. Хотя, конечно, Турция, как ни крути, член НАТО, где могут действовать в том числе и спецслужбы стран — союзниц по альянсу.

Но важнее, видимо, все же другое соображение. А именно то, что в Турции недавно побывал президент Украины Владимир Зеленский. И в ходе этого визита Эрдоган совершил действия, которые, возможно, послужили одним из поводов прекращения участия России в зерновой сделке. А именно были выданы Украине командиры батальона «Азов» (организация признана в России террористической и запрещена), вопреки прежним договоренностям. А еще Эрдоган поддержал идею вступления Украины в НАТО.

На этом фоне приезд Путина в гости к Эрдогану, претендующему на роль миротворца в российско-украинском конфликте, выглядел бы, наверное, в глазах российского руководства как попытка поставить российского лидера на одну доску с Зеленским, что выглядит для Москвы не очень приемлемым хотя бы даже с точки зрения чистой дипломатии. Наконец, главное: ехать без твердых гарантий того, что по зерновой сделке Москве пойдут навстречу в ее требованиях, политически просто проигрышный вариант.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию