Встреча Путина и Эрдогана по-прежнему окутана туманом неопределенности. Комментарий Георгия Бовта
Лента новостей
Примерно за неделю до встречи президентов Турции и России ни одна из сторон не готова назвать точно ее дату, а аналитики могут лишь гадать, какие конкретно вопросы будут на ней обсуждаться. Но самый вероятный — это просьба Турции о возобновлении в том или ином виде зерновой сделки
Встреча президентов Турции и России Реджепа Тайипа Эрдогана и Владимира Путина планируется в Сочи. В качестве возможной даты называется 4 сентября, сообщил ТАСС турецкий дипломатический источник. Сами власти Турции не называли точную дату визита, который лишь не исключал встречу с Путиным в сентябре. Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков, со своей стороны, заявил, что встреча «готовится весьма плотно», она состоится скоро, о ее сроках будет своевременно объявлено. «Обычно мы все-таки с нашими странами-партнерами синхронизируем объявления о таких визитах», — сказал Песков. Турецкие СМИ сообщали, что Эрдоган намеревается в ходе переговоров с российским коллегой затронуть вопрос возобновления зерновой сделки. Чего ждать?
Примерно за неделю до встречи президентов Турции и России ни одна из сторон не готова назвать точно ее дату. Массмедиа, в том числе госагентству, приходится ссылаться на иностранные дипломатические источники. Судя по всему, неопределенность связана с тем, что стороны пытаются утрясти в кулуарах либо формат возобновления зерновой сделки, из которой Россия вышла 17 июля, либо некую новую схему, которая позволит разблокировать продовольственный экспорт по Черному морю. Но речь также и о том, как обеспечить безопасность торгового судоходства в целом.
После развала «черноморской зерновой инициативы» и Россия, и Украина предприняли ряд шагов к обострению. Так, российские военные осуществили показательный досмотр по крайней мере двух судов, в маршруте которых значились украинские порты. Были нанесены удары по портовой инфраструктуре. Украина стала угрожать торговым судам, следующим из и в российские порты, беспилотным катером был поврежден российский танкер, предпринята атака на инфраструктуру новороссийского порта. На этом фоне возникла непосредственная угроза нефтяным танкерам, и этот экспортный поток из Новороссийска в последние пару недель упал. По крайней мере, об этом пишут некоторые телеграм-каналы.
В то же время на днях из Одессы вышло уже второе после 17 июля судно, находившееся там с февраля прошлого года. Этот сухогруз ходит под либерийским флагом, его владелец в открытых источниках не указан. Судно балкерного типа (такие суда используются для перевозки сыпучих грузов, в том числе и зерна. — BFM) Primus направляется в Варну, а затем в Сенегал. Возможно, тем самым Киев хочет на практике показать, что зерновая сделка может вполне работать без России. Однако пока экспортируемые страной объемы в несколько раз меньше, чем вывозилось в период действия «черноморской зерновой инициативы». Реально на свою полную мощность работает сейчас лишь дунайский маршрут, но это сильно дороже и хлопотнее.
На сегодня украинские фермеры получают за пшеницу, поставляемую в порты на Дунае, лишь до 160 долларов за тонну, что намного меньше, чем когда зерновая сделка работала. Для сравнения: румынские фермеры могут выручить около 215 долларов за тонну. Соседи Украины обеспокоены угрозой демпинга, а потому выступают за продление эмбарго на поставки зерна и продовольствия от воюющей соседки до конца текущего года, что лишь усугубляет ситуацию.
Через сухопутные границы Украина способна отправить транзитом через ЕС не более 15-16 млн тонн зерна в год. Тогда как по Черному морю благодаря зерновой сделке было вывезено около 32 млн тонн. Также стоимость экспорта зерна по суше или через Дунай намного выше, чем через Черное море. В ноябре прошлого года стоимость перевозки морем составляла около 29 долларов за тонну, а по Дунаю, где способны ходить только небольшие суда, 124 доллара за тонну. Экспорт по суше и далее из польского Гданьска — 140 долларов за тонну.
Вопреки весенним прогнозам, предсказывавшим падение сбора урожая зерновых на Украине, в том числе из-за военных действий, с 55 млн до 45 млн тонн, сейчас эти прогнозы значительно повышены. Так, экономический советник президента Украины Олег Устенко ожидает сбор на уровне 70 млн тонн, что, соответственно, резко повышает и потребность в экспортных возможностях.
Большие надежды Киев возлагает на новые транспортные коридоры, которые по большей части проходят в территориальных водах Румынии, Болгарии и Турции, но не полностью. Собственно, усилия Турции направлены на полномасштабное восстановление экспорта по центральной части Черного моря, как это было в период действия зерновой сделки. Но сняв при этом военную угрозу для судоходства, что решило бы возникшие сейчас проблемы с фрахтом и страхованием.
Эрдоган вряд ли отправится в Сочи без уверенности, что приедет оттуда не с пустыми руками. Ранее немецкий таблоид Bild (заблокирован в России) распространил пока ничем не подтвержденную информацию о возможности заключения вместо прежних четырехсторонних пакетных соглашений России, Украины, Турции и ООН некоего отдельного соглашения Турции и России, возможно, с участием Катара в интересах гарантий для экспорта российского зерна и удобрений.
Вряд ли, впрочем, это возможно без того, чтобы, скажем, та же Турция не выступила гарантом, чтобы Украина не угрожала этому экспорту и портовым сооружениям военными средствами. В этом смысле без хотя бы косвенного участия Украины не обойтись. С другой стороны, Москва продолжает твердо заявлять, что вернется в зерновую сделку лишь после того, как будут ослаблены санкции, затрагивающие ее сельскохозяйственные экспортные и производственные возможности. Однако о каких-либо подвижках по этой части неизвестно. Так что для совершения прорыва задействованным сторонам нужно будет продемонстрировать чудеса дипломатической эквилибристики.