16+
Четверг, 2 мая 2024
  • BRENT $ 83.47 / ₽ 7683
  • RTS1175.87
25 декабря 2023, 00:50 Политика

Почему в американской прессе заговорили о заморозке конфликта на Украине? Комментарий Георгия Бовта

Лента новостей

Как полагает политолог, американские СМИ скорее выдают желаемое за действительное, отражая при этом настрой целого пласта американского общества. При этом продолжение или окончание самого конфликта является для США вопросом второстепенным. Москва и Киев также не горят желанием сесть за стол переговоров. Киев — на словах, Москва — по факту продолжения боевых действий

Георгий Бовт.
Георгий Бовт. Фото: Михаил Фомичев/ТАСС

Газета The New York Times написала, что как минимум с сентября от Владимира Путина поступают сигналы западным лидерам о его готовности к переговорам на условиях сохранения за Россией тех позиций, которые она занимает на текущий момент. Отвечая на эту публикацию, пресс-секретарь главы Российского государства Дмитрий Песков заявил: «Россия по-прежнему готова, но исключительно для достижения своих собственных целей». На Украине больше года действует указ Владимира Зеленского об отказе от переговоров с Россией до тех пор, пока ее президентом является Путин.

Суть публикации американской газеты, которая ссылается в том числе на некие источники в российских политических кругах, состоит в том, что Москва якобы готова к заморозке конфликта на нынешних позициях и всячески намекает на то Западу. На что можно заметить, что никаких подтверждений тому в заявлениях, раздающихся из Москвы, найти все-таки невозможно.

Зато возможно, что американская газета выдает желаемое за действительное, а именно отражает некоторые настроения в американском политическом истеблишменте — и не только там, — а именно опасения, что предстоящая зима может оказаться для Украины особенно трудной и ее сопротивление может надломиться на фоне торможения предоставления новой помощи от Запада, а также признаваемых той же The New York Times некоторых тактических успехов российских войск чуть ли не на всех направлениях.

В этих условиях некоторая передышка и временное прекращение огня может быть больше на руку как раз Киеву, чем Москве. Не случайно на недавней итоговой пресс-конференции президенту Зеленскому задавали вопросы и о новой возможной мобилизации — до полумиллиона человек, и даже о возможной мобилизации женщин в ВСУ. На фоне порой проявляющихся в пабликах трудностей с мобилизационным пополнением ВСУ.

Возможно, поэтому на зимний период Киев и был бы заинтересован в какой-то передышке, но не более чем для того, чтобы накопить силы и дождаться поступления новых партий западной финансовой и военной помощи.

При этом следует понимать, что всякая заморозка конфликта практически бессмысленна без того, чтобы начать обговаривать — причем уже не только с Украиной, но и с ее основными западными союзниками — условия долгосрочного мирного урегулирования, включая территориальное разграничение, создание новой европейской системы безопасности, членство Украины в НАТО или же ее нейтральный статус, а также непременно весь комплекс удушающих антироссийских санкций.

Особенно учитывая, что санкционеры все ближе подбираются к решению вопроса о конфискации российских активов. К тому же просто заморозка конфликта без договорной фиксации каких-либо приобретений России может быть очень плохо воспринята той консервативно-патриотической частью российского общества, которая и сейчас считает, что Россия как-то якобы недостаточно решительно ведет военные действия на Украине.

Все уже слишком далеко зашло в конфликте, который подается как, по сути, цивилизационная война России с коллективным Западом, чтобы вот просто так прекратить вдруг стрелять и сделать вид, что ничего как бы и не было. Из этого конфликта вообще нет простого выхода.

Помимо этого, в Москве считают, что переговоры вообще имеет смысл вести не с Киевом, а с Вашингтоном. А там уж, если захотят, пусть присоединяются какие-то европейцы. Вашингтон же, которому от военных действий в далекой Украине без участия американских войск не холодно и не жарко, зато налицо целый ряд выгод — от поставок Европе СПГ до новых заказов ВПК, — пока тоже не хочет вести переговоры на таких условиях.

Его ничего к ним особо не толкает, пусть ВСУ, мол, стачивают мощь российской армии столько, сколько смогут. США публично заявляют примерно такую формулу: «Мы Украину к переговорам не толкаем, а сами вести за ее спиной переговоры не будем. Если она сочтет их нужными, то пусть ведет». В принципе эту формулу следует понимать на текущий момент буквально. В ней почти нет лукавства. В кулуарах американцы, конечно, могут при этом украинцев периодически спрашивать на предмет, не созрели ли они еще для компромисса с Москвой, но принуждать пока не будут.

Руководство самой Украины также не выражает никакой готовности к переговорам, поскольку в Киеве трезво исходят из того, что для Запада победа Путина по-прежнему является политически абсолютно неприемлемой, а посему какую-то помощь Киеву он все равно будет предоставлять. Если не из своих денег, не сумев договориться меж собой, так за счет реализации конфискованных российских активов.

Отчасти эти настроения подтверждает свежее заявление главы европейской дипломатии Борреля британской The Guardian: «Если мы не изменим быстро курс, не мобилизуем все наши возможности, это позволит Путину победить в войне на Украине». Боррель при этом назвал Россию «угрозой демократии» Европы.

По его словам, Москва не останется удовлетворенной «ограниченной территориальной победой», поэтому ЕС необходимо готовиться к конфликту высокой интенсивности в течение долгого времени.

В таком раскладе в обозримом будущем не просматривается возможности ни заморозки конфликта, ни тем более перехода к масштабному мирному урегулированию. Должно произойти нечто гораздо более значимое, масштабное, чтобы сдвинуть или взорвать эту ситуацию из нынешнего состояния позиционной войны с периодическими вспышками активности и тактическими успехами или неудачами той или иной стороны.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию