16+
Воскресенье, 28 апреля 2024
  • BRENT $ 89.33 / ₽ 8199
  • RTS1182.25
13 февраля 2024, 12:11 Политика
Актуальная тема: Антироссийские санкции

Камни преткновения: почему конкуренты России просят отменить санкции против российских алмазов. Комментарий Семена Новопрудского

Лента новостей

В санкционной войне коллективного Запада и России наметился новый неожиданный сюжетный поворот: впервые отказаться от части антироссийских санкций просят прямые конкуренты России на мировом рынке. Санкции все больше превращаются в набор бессмысленных мер, которые крайне трудно реализовать, считает колумнист

Семен Новопрудский.
Семен Новопрудский. Фото: Татьяна Фролова

Один из крупнейших мировых производителей и поставщиков алмазов британско-ботсванская корпорация De Beers и ботсванская государственная компания Okavango Diamond призвали страны «Большой семерки» пересмотреть новые фазы санкций против российской алмазной отрасли.

Россия входит в число крупнейших мировых производителей необработанных алмазов: в 2021 году объем российского экспорта составил 4 млрд долларов, то есть примерно 30% мирового рынка. С 1 января 2024 года уже действует запрет на прямой импорт российских алмазов. В марте должен начать действовать запрет на косвенные поставки алмазов из России. И наконец, в сентябре 2024 года должна быть запущена некая новая система (ее детали пока неясны) отслеживания страны происхождения драгоценных камней, чтобы не пускать российские алмазы на мировой рынок.

Прямые конкуренты российской алмазной компании «Алроса» предупредили о катастрофических последствиях второй и третьей фазы санкций против российских алмазов для всей отрасли. То есть и для своего бизнеса тоже. «Для нас действительно важно, чтобы любые вводимые санкции достигали желаемого влияния, не создавая чудовищных побочных эффектов», — заявил генеральный директор De Beers Эл Кук.

В De Beers объясняют, что в случае введения санкций против России африканские производители будут вынуждены отправлять все свои алмазы в одном направлении для проверки, а не выбирать точку назначения. В результате так называемые этические (то есть «морально чистые», не из России) африканские алмазы резко подорожают.

При этом достоверно определить страну происхождения конкретных драгоценных камней еще менее реально, чем страну происхождения санкционной нефти. Алмазы поступают на рынок через сложную сеть посредников, особенно мелкие бриллианты, ключевым производителем которых как раз и является Россия. В результате камни продаются в больших количествах и смешиваются друг с другом, независимо от страны происхождения, объясняют авторы обращения к G7.

Поэтому мировые производители опасаются, что санкции против российских алмазов сделают камни намного дороже, их путь на рынок намного дольше, приведут к резкому падению объемов продаж и глобальному дефициту сырья для ювелирных украшений. При этом все равно шансы гарантированно отсечь российские алмазы от международных рынков крайне малы. Чтобы не сказать, что их нет вовсе.

Даже если не обращать внимания на заявление прямых конкурентов «Алросы», против антироссийских алмазных санкций, точнее, с призывом хотя бы отсрочить их введение в декабре 2023 года выступила Индия. Страна, в которой сосредоточено 90% мощностей мировой промышленности по огранке и полировке алмазов, а сама ювелирная отрасль является крайне важной для индийской экономики. Причем Индия думает о себе, а не о России: индийцы против нового механизма проверки и сертификации необработанных алмазов, который может потребовать раскрытия считающихся конфиденциальными данных о местных предприятиях.

Если Индия не согласится соблюдать алмазные санкции против России или будет их обходить, у «Большой семерки» по определению не останется никакого способа добиться их исполнения. Применить в данном случае вторичные санкции к Индии нереально: заместить эту страну на рынке огранки алмазов просто некем.

Через два года после старта нынешнего беспрецедентного витка санкционной войны и почти через десять лет после ее начала можно говорить о некоторых фундаментальных итогах этого противостояния. Не сбылся ни один из прогнозов ни в одну сторону. Санкции не разорили ни Россию, ни страны, вводившие против нее санкции. Россия не перестала получать значительные доходы от экспорта энергоносителей и подавляющее большинство товаров ушедших с российского рынка компаний через механизмы параллельного импорта. Европа не замерзла без российского газа, да и не перестала пока его покупать. Никаких политических целей санкции также не достигли: впрочем, так было всегда в истории санкционных ограничений против любых государств.

Мировую экономику эта санкционная война, впрочем, как и «горячие» войны, тоже пока не подорвала. Директор-распорядитель Международного валютного фонда (МВФ) Кристалина Георгиева, выступая 11 февраля на Всемирном правительственном саммите в Дубае, признала, что мировая экономика оказалась «на удивление устойчивой» к геополитическим потрясениям и последствиям региональных конфликтов.

Главная угроза, которую внешние ограничения объективно могут нести для российской экономики, — затруднения в проведении финансовых операций со стороны банков так называемых дружественных стран, прежде всего Китая и Турции, из-за опасения вторичных санкций против этих государств. Но и в таком случае цепочки расчетов сохранятся, просто станут более изощренными и сложными, а сами платежи будут идти несколько дольше.

История с попыткой запретить экспорт российских алмазов по части соотношения усилий и результата кажется квинтэссенцией логики санкционной борьбы. Эта борьба все больше идет по принципу «не догоним, так согреемся». Санкции вводят просто ради самого факта, чтобы пронумеровать очередной санкционный пакет и отчитаться о проделанной работе.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию