Владимир Путин берет угольную отрасль в разработку
Лента новостей
После трагедии на «Распадской» премьер-министр Владимир Путин решил взять под контроль Ростехнадзор и создать управление горного надзора. Это проявление характерного стиля работы главы правительства, говорят эксперты
Из подчинения Минприроды выводят Ростехнадзор, в нем создается управление горного надзора. Ведомство будет подчиняться премьер-министру России Владимиру Путину. Это реакция на трагедию на шахте «Распадская» и проявление «ручного управления», характерного стиля работы главы правительства, полагают эксперты.
«Ростехнадзор должен быть усилен. В его структуре будет создано специализированное управление горного надзора», — сообщил премьер-министр России Владимир Путин в ходе селекторного совещания с Новокузнецком. Решение согласовано с президентом Дмитрием Медведевым, уточнил он.
Изменением подчиненности дело не ограничится. «Считаю возможным наделить инспекторов Ростехнадзора дополнительными правами и полномочиями, — заявил премьер-министр. — Во-первых, до суда за грубые нарушения отстранять от работы должностных лиц. Во-вторых, наделить инспекторов полномочиями приостанавливать работу самой шахты, если норма загрязнения воздуха превышает установленные 2%». Путин напомнил, что в 2009 году Ростехнадзор предъявлял ряд претензий руководству шахты «Распадская», четыре раза обращался в суд с исками о дисквалификации и отстранении директора. Но нарушения так и не устранили.
Заявления премьер-министра в понедельник, похоже. являются попыткой минимизировать политический ущерб, нанесенный катастрофой в "Распадской", пишет во вторник газета The Wall Street Journal. Издание отмечает, что вслед за аварией десятки горняков и членов их семей участвовали в перекрытии железной дороги и забрасывали омоновцев камнями и бутылками, что нечасто происходит в современной России.
Два взрыва на кузбасской шахте «Распадская» в ночь на 9 мая унесли жизнь 66 человек. Судьба 24 горняков до сих пор остается неизвестной. Прибыв на место трагедии, глава правительства поручил провести тщательное расследование обстоятельств аварии и принять меры для предотвращения подобных трагедий в будущем. «Поручаю провести самое детальное расследование обстоятельств аварии, действий конкретных должностных лиц. Надо изучить это самым тщательным образом», — сказал премьер на совещании по вопросам ликвидации последствий аварии. Он обратил внимание на «необходимость подготовки системных решений, призванных исключить повторение подобных трагедий».
Изменения в Ростехнадзоре и стали таким решением. По замыслу, они должны укрепить систему контроля безопасности в отрасли.
Премьер непосредственно хочет разобраться с происходящим в угольной отрасли, без посредников в лице Минприроды, считает гендиректор компании «ФинЭкспертиза» Агван Микаелян. «По сути, это передача Ростехнадзора в «ручное управление», — говорит он. — Мы видим, что стиль работы в таком режиме характерен для правительства и лично для Владимира Путина. И несколько раз это срабатывало». Эксперт заносит в актив правительства антикризисные меры. «Они были не самые эффективные, но результативность от их применения была на уровне, потому что это были быстрые решения. И посмотрите, что происходит в Европе, которая своим промедлением довела ситуацию в Греции до того, что мы там сейчас наблюдаем», — сказал Микаелян. Впрочем, перевод Ростехнадзора из ведения Минприроды — это не решение проблемы, а попытка найти инструмент для ее решения.
Пока точка в расследовании не поставлена, о системных мерах говорить рано. Известно, что с 1998 года затраты на обеспечение безопасности в шахтах выросли десятикратно, но статистика смертельных случаев и происшествий значительно не улучшилась. Впрочем, по мнению Микаеляна, лучше не сопоставлять. «Мы же не знаем, сколько аварий было предотвращено и сколько их было бы, если бы не происходило увеличения финансирования», — рассуждает эксперт.
«Управленческий стиль, когда для решения каждой проблемы создается отдельное ведомство, абсолютно неэффективен, и это было неоднократно доказано в истории России, — критикует решение политолог, глава компании PR-3000 Станислав Радкевич. — Это происходит, потому что по законам Паркинсона каждый такой бюрократический орган с течением времени перестает заниматься решением проблемы, а начинает работать на самого себя, отгрызая как можно больше полномочий и финансирования». Радкевич отрицательно относится к ведомственным преобразованиям. «Как будто главе правительстве нечем больше заниматься, кроме как лично отслеживать безопасность на шахтах, — иронизирует политолог. — Вряд ли это занятие соответствует его специальности, которая относится к сфере безопасности государства».