Рост налогов может сорвать модернизацию
Лента новостей
Угроза роста налогов спровоцировала дискуссию между чиновниками и бизнесом. Предпринимателям нужна предсказуемая налоговая нагрузка, в противном случае инвестировать не интересно
Российскую налоговую политику на ближайшие три года обсудят на заседании правительства в четверг. В преддверии этого события чиновники и бизнес развязали дискуссию о необходимости и рисках налоговых изменений. Попытка государства решить проблему снижения дефицита бюджета за счет бизнеса может поставить под сомнение инвестиции в модернизацию экономики, дал понять в интервью BFM.ru председатель Международного Банковского совета Александр Мурычев.
О том, что перед Россией стоит угроза роста налогов, заявил глава Министерства финансов Алексей Кудрин. «Если нам не удастся решить задачу снижения дефицита и оптимизации расходов, придется возвращаться к вопросу увеличения налогов», — сказал министр. Напомним, на коллегии МЭР и Минфина премьер-министр Владимир Путин заявил, что к 2015 году дефицит государственного бюджета должен быть сведен до нуля.
Представителей крупных промышленных компаний и предпринимателей встревожил возможный рост налогов, и уже в понедельник к Путину обратился глава Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Александр Шохин. «Мы предложили объявить мораторий на новые виды налогов, на повышение ставок в ближайшие пять лет», — заявил Шохин, передает «РИА Новости».
Вместо роста и введения новых налогов, по мнению главы РСПП, дефицит бюджета могли бы сократить неналоговые поступления, компенсирующие выпадающие доходы. «Речь идет о массовой приватизации без иностранного капитала. Конкретные компании не обсуждались, но когда называются банки и компании с госучастием, то подразумевается, что речь может идти и о Сбербанке, о ВТБ, о «Роснефти», о «Транснефти» и так далее», — предположил Александр Шохин.
В целом, по словам президента РСПП, в массовую приватизацию «должны попасть лакомые куски госсобственности, при этом доля государства может опускаться до 51% и даже ниже, если законодательно предусмотреть в стратегических компаниях технологию типа «золотой акции» или по-другому прописать права государства». Как передал Шохин, у премьера по части приватизации как таковых возражений не было: Путин дал понять, что «это внутриправительственная дискуссия, однако бизнесу пока ничего не грозит», а Кудрин, по словам Шохина, в целом «позитивно отнесся» к предложениям РСПП по налогам.
С 1 января 2011 года произойдет рост взносов, которые предприниматели должны уплачивать в Пенсионный фонд, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ОМС) и Фонд социального страхования, — с 26% до 34%, напомнил в интервью BFM.ru первый исполнительный вице-президент Российского союза промышленников и предпринимателей, председатель Международного Банковского совета Александр Мурычев.
«Потребуется более 1 трлн рублей на покрытие недостающих источников доходов», — заявил эксперт. Дальнейший рост или введение новых налогов в период, когда российская экономика начинает восстанавливаться, были бы не желательны и поставили бы под угрозу долгосрочные программы, считает Мурычев: «Мы считаем, что нельзя все делать за счет роста налогов на бизнес, поэтому выступаем с предложением ввести пятилетний мораторий на рост налогов, перенаправив на покрытие дефицита бюджета средства от программ приватизации, которые объявляло правительство».
«На сегодняшний день мы имеем стабильную и предсказуемую налоговую базу. Если же у предпринимателей не будет уверенности в том, что произойдет в ближайшее будущее с налоговой нагрузкой, трудно будет говорить о вложениях в модернизацию», — указывает эксперт BFM.ru.
Установленные российским законодательством налоговые ставки ниже, чем в большинстве европейских стран, но эффективный уровень налогообложения в России достаточно высок, отметил в интервью BFM.ru глава налоговой практики международной юридической фирмы CMS Станислав Турбанов. Разрыв между законодательно закрепленным и эффективным уровнями налогообложения он объясняет тем, что в России налоговые органы часто необоснованно отказывают компаниям в вычетах НДС и расходов при определении базы по налогу на прибыль. «На практике средняя эффективная ставка налогообложения может доходить до 60-70% от прибыли до налогообложения, — заметил Турбанов. — Это может объяснять то, что российский бизнес так болезненно реагирует на возможное повышение налогов».
Тема повышения налогового бремени всегда вызывает неприятие у предпринимателей, и дело не только в том, что они теряют доходы, считает эксперт юридической компании «Налоговик» Дмитрий Липатов. «Современный бизнес — это кредитный бизнес на заемные деньги, и прибыль в нем, как правило, минимальна. Получению кредита предшествует расчет расходов, в том числе, и уплачиваемых налогов, и банк учувствует в этом процессе. Повышение налогов вносит в производственный процесс весьма серьезные и не предусмотренные заранее проблемы, поэтому и реакция бизнеса соответствующая», — говорит Липатов.
Высказывая предложения о возможности увеличения налогов, Кудрин лишь планировал подчеркнуть необходимость формирования бездефицитного бюджета к 2015 году, не более того, предполагает член совета директоров «Первого республиканского банка» Людмила Лебедева. «Реальное существенное повышение налогов на фонд оплаты труда было бы губительно для экономики, принесло бы массу забытых российским бизнесом сюрпризов. Сегодня точно не время нагружать восстанавливающийся бизнес дополнительными налогами», — говорит Лебедева.