16+
Понедельник, 29 апреля 2024
  • BRENT $ 88.48 / ₽ 8229
  • RTS1177.42
8 апреля 2024, 01:30 Политика

На Западе ищут «план Б» для Украины, но пока не находят. Комментарий Георгия Бовта

Лента новостей

Итальянская La Repubblica сообщает о проработке сценария, когда Украину заставят отказаться от претензий на уже контролируемые Россией территории в обмен на вступление страны в НАТО. При этом НАТО сокращать военную помощь Украине не собирается, считая ее главным фактом сдерживания России. Есть ли у сценария шанс на воплощение в реальность, разбирался Георгий Бовт

Георгий Бовт.
Георгий Бовт. Фото: Михаил Фомичев/ТАСС

В НАТО ведется обсуждение сценария, при котором Украина уступит территории РФ в обмен на гарантии безопасности и прием Киева в Североатлантический альянс. Об этом пишет итальянская газета La Repubblica. При таком варианте России предложат оставить Крым, Донецкую и Луганскую народные республики, а также Запорожскую и Херсонскую области, зафиксировав границы и приняв в НАТО Украину в составе остальных территорий. Насколько публикация итальянской газеты может отражать действительность?

В западной прессе все больше публикаций о том, что военное положение Украины неважное и нужен «план Б». Пока, впрочем, реалистичного плана даже в приблизительном варианте нет, а соответствующие публикации отражают закулисные рассуждения, умноженные на попытки сформулировать новые смыслы для продолжения поддержки Украины на фоне все более очевидных политических трудностей с этим.

Уже и сам генсек НАТО Йенс Столтенберг косвенно подтверждает информацию итальянской газеты, заявив, что Украине, возможно, придется пойти на компромисс. Однако только, мол, Киеву решать, на какие компромиссы он готов, тогда как задача НАТО «поддерживать Украину в течение многих лет для сдерживания России». Столтенберг продвигает идею фонда военной поддержки Украины на 100 млрд евро сроком на пять лет, чтобы не зависеть от текущих политических дискуссий и особенно от США, если там к власти придет Трамп.

О возможности зафиксировать нынешнюю линию разграничения, прекратить огонь и быстро принять Украину в НАТО вместе с подконтрольными ей территориями пишет и немецкая пресса. Дескать, был же опыт разделенной Германии после Второй мировой войны, когда две ее части были в разных военных блоках. Однако официально канцлер Шольц вновь подтвердил позицию ФРГ: военный конфликт закончится, только когда Путин выведет свои войска, Украину надо продолжать поддерживать, ибо это есть главный фактор сдерживания России.

Идею «частичного принятия» Украины в НАТО впервые высказал прошлым летом бывший генсек НАТО Андрес Фог Расмуссен. Он тоже ссылался на опыт Германии, отмечая, что пятая статья Договора НАТО никогда не относилась к восточной ее части. Расмуссен тогда работал в одной группе по подготовке к саммиту НАТО в Вильнюсе с главой президентской администрации Украины Андреем Ермаком, который публично против такой схемы не возражал.

Поддерживал накануне своей кончины идею принятия Украины НАТО даже с потерей территорий и бывший госсекретарь США Киссинджер. По его логике, внутри альянса поведение Киева стало бы более контролируемым и предсказуемым.

Впрочем, накануне Вильнюсского саммита Киев был настроен оптимистично касательно начавшегося тогда контрнаступления. Сегодня настроения там другие. Тот же Ермак в интервью газете Politico выражается весьма в минорных тонах. Признавая, что украинцы устали от войны, что идея новой волны мобилизации непопулярна, однако все равно придется призвать если не 500 тысяч, то хотя бы 300 тысяч. При этом Ермак категорически против любых компромиссов с Россией и настаивает на поставке все новых и новых вооружений. Вину за то, что компромисс недостижим, он возлагает на Москву: дескать, там не хотят переговоров, желая Украину уничтожить как государство. В части пессимизма Ермаку вторит газета The Washington Post, поговорившая с источниками в окружении Зеленского и не только и пришедшая к выводу, что в Киеве не верят в возможность выйти на границы 1991 года. И вообще хороших вариантов нет, но воевать, мол, надо продолжать.

Касательно позиции Москвы глава МИД Сергей Лавров на днях заявил, что переговоры могут быть успешными лишь в случае, если будут учитывать российские интересы. При том что, заметим, практически никто из обсуждающих тему «компромиссов» со стороны Киева вообще не употребляет словосочетание «российские интересы», тем более не расшифровывает его. Не звучит и идея нейтрального статуса Украины. Тогда как с точки зрения Москвы дело не только в территориях, но и в этом тоже. Сам Лавров в очередной раз выразил поддержку китайского плана урегулирования, который исходит из необходимости начать мирные переговоры на основе сложившейся ситуации.

Контуров будущего мира там тоже нет. Но сейчас идет дипломатическая борьба вокруг того, какой из планов — Зеленского, состоящего из одних ультиматумов, или Си Цзиньпина может быть положен в основу планируемой в Швейцарии мирной конференции по Украине и какова будет позиция Глобального Юга.

Впрочем, проведение конференции пока под вопросом. Прежде всего, потому что идея мирных переговоров еще не вызрела, противостоящие стороны не считают свои силы исчерпанными, а стоящие в ходе конфликта задачи недостижимыми. Более того, просто замораживание ситуации на земле, но без признания территорий российскими при вступлении Украины в НАТО и сохранении всех введенных санкций в Москве сейчас было бы воспринято не как «боевая ничья», а как поражение. Так что обсуждение разных вариантов в западном публичном пространстве продолжится еще не один месяц без всякого результата. А может, и не один год.

Дональд Трамп приватно заявлял, что может положить конец конфликту на Украине, оказав давление на Киев, чтобы он оставил за Россией Крым и Донбасс, пишет The Washington Post со ссылкой на источники. В предвыборном штабе Трампа на запрос газеты ответили, что любая информация о планах экс-президента «исходит из неназванных и неосведомленных источников, которые понятия не имеют, что происходит и что произойдет».

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию