16+
Пятница, 19 апреля 2024
  • BRENT $ 87.23 / ₽ 8151
  • RTS1173.68
1 июня 2010, 18:05 ОбществоПраво

Геращенко: дело Ходорковского — «чушь собачья»

Лента новостей

На процессе Ходорковского-Лебедева сегодня дал показания бывший председатель совета директоров ЮКОСа Виктор Геращенко. Он назвал выдвинутые против подсудимых обвинения в хищении нефти «чушью собачьей»

Виктор Геращенко у здания Хамовнического суда. Фото: ИТАР-ТАСС
Виктор Геращенко у здания Хамовнического суда. Фото: ИТАР-ТАСС

На процессе по второму делу бывших акционеров ЮКОСа Михаила Ходорковского и Платона Лебедева сегодня дал показания бывший председатель совета директоров компании Виктор Геращенко. Он назвал выдвинутые против подсудимых обвинения в хищении 350 млн тонн нефти и отмывании преступных доходов «чушью собачьей».

Виктор Геращенко приехал в суд в качестве свидетель защиты. Его визит до последней минуты адвокаты держали в секрете, как и бывшего премьера Михаила Касьянова, который дал показания 24 мая.

Представители обвинения против допроса Геращенко возражали. «Что он собирается рассказать?» — недоумевал прокурор Валерий Лахтин. «Виктор Владимирович Геращенко был председателем совета директоров ОАО «НК ЮКОС», компании, которая является центральным пунктом повестки дня по настоящему делу — парировал адвокат Михаила Ходорковского Вадим Клювгант.

По закону, суд не вправе отказать в допросе явившегося свидетеля, и Геращенко пригласили на свидетельскую трибуну.

Однако гособвинение предприняло последнюю попытку. Валерий Лахтин заявил, что Геращенко допрошен быть не может, поскольку «неоднократно был в зале» и слышал показания десятков свидетелем. Однако выяснилось, что это не так, и в суде Геращенко был лишь однажды, в феврале.

Свидетель рассказал, что до прихода в ЮКОС возглавлял Московский международный банк в Москве, четыре года трудился руководителем Центрального банка России. В 2002 году попросился на пенсию, а спустя два года стал депутатом Госдумы.

Геращенко рассказал, как три года руководил ЮКОСом

По словам Геращенко, предложение войти в совет директоров ЮКОСа он получил в феврале 2004 года (в то время экс-глава ЮКОСА Михаил Ходорковский и руководитель МФО «Менатеп» Платон Лебедев уже были арестованы, — BFM.ru).

Инициатива исходила от руководителя управляющей компании ЮКОСа — ЗАО «ЮКОС ЭП» Юрия Бейлина (в настоящее время скрывается в Лондоне, — BFM.ru) и основателя компании Юрия Голубева (скончался от сердечного приступа в Лондоне в 2007 году, — BFM.ru ).

«24 июня 2004 года я был избран председателем совета директоров ЮКОСа и работал в этом качестве до начала июля 2007 года», — поведал Геращенко.

Он сообщил, что с Михаилом Ходорковским был знаком с 1990 года. С Платоном Лебедевым свидетель «виделся, но особенно не общался».

«Бейлин и Голубев говорили, что им нужен человек, компетентно разбирающийся в проблемах, стоящих перед компанией, в проблемах с обвинениями, которые сделаны в адрес компании по неправильной уплате налогов», — рассказал Виктор Геращенко подробности его прихода в ЮКОС.

По словам свидетеля, высший менеджмент ЮКОСа считал, что претензии по налогам предъявлены необоснованно, однако компания готова была исполнить решения судов. В частности, судебным приставам взять в обеспечение акции «Сибнефти», которые находились в собственном владении ЮКОСа и стоили 4,3 млрд долларов. «После этого появилось сообщение, что принято решение выставить на продажу «Юганскнефтегаз» (основной добывающий актив ЮКОСа, — BFM.ru), что является прямым и грубым нарушением законодательства», — поведал Геращенко.

Путин и Медведев не захотели обсуждать налоговые недоимки

Он рассказал, что пытался связаться с руководством страны: Владимиром Путиным и Дмитрием Медведевым. «В конце концов, со мной встретился Игорь Шувалов, который был тогда заместителем главы администрации», — сказал Геращенко. По его словам, на встрече, которая состоялась во второй половине июля 2004 года, он предложил передать в распоряжение ЮКОСа акции, которые находились в собственности группы «Менатеп».

В то время, по сведениям Геращенко, было известно о суммах налоговых недоимок за 2000–2003 годы — примерно 12 млрд долларов. «Мы же не знали, что будут начислены двойные штрафные проценты и т. д.», — сказал свидетель.

Виктор Геращенко сообщил, что по совету Владимира Путина менеджмент ЮКОСа написал письмо премьер-министру и министру финансов о готовности выполнить требования, которые определены судами. Однако реакции не последовало.

Геращенко о хищениях не слышал

«По результатам ваших встреч, переговоров, консультаций в органах власти, возникали ли к ЮКОСу еще какие-либо претензии, кроме налоговых? В частности, претензия относительно того, что в ЮКОСе имело место хищение нефти?» — спросил свидетеля Вадим Клювгант. «Таких разговоров не было, — заверил бывший руководитель компании. — Ни в ЮКОСе, ни вне ЮКОСа, например, в бизнес-кругах или в прессе я ничего такого не слышал».

Геращенко расценил банкротство ЮКОСа и продажу его активов как «явную инсценировку». По его мнению, компания работала законно, просто на нее начали оказывать давление.

«А «Роснефть» как новый собственник добывающих активов ЮКОСа вам не сообщала, что она обнаружила недостачу нефти?» — не отступал Клювгант. «Нет, таких заявлений не было», — стоял на своем Геращенко.

Предъявленное Михаилу Ходорковскому и Платону Лебедеву обвинение в хищении 350 млн тонн нефти в 1998–2003 годах и отмывании преступных доходов Виктор Геращенко назвал неправомерным. «Иначе ЮКОС не мог быть крупнейшей компанией, даже обогнав в одно время ЛУКОЙЛ», — сказал выступавший. По его словам, если бы топ-менеджмент расхищал нефть, то американская нефтяная компания ExxonMobil в 2003 году «не предлагала бы за 45% акций ЮКОСа 40 млрд долларов. «А они проверяли все», — отметил Геращенко.

Гособвинитель Валерий Лахтин в ходе допроса Геращенко назвал показания свидетеля необъективными. «Я никогда не врал, — парировал Геращенко. — Ни в гонконгском суде, ни в американском, ни в Верховном суде».

«Вам известно, в чем, по сути, обвиняются Ходорковский и Лебедев?» — спросил Вадим Клювгант свидетеля. «Да чушь это собачья!» — не выдержал свидетель, вызвав смех в зале.

Ходорковского интересовало только одно

Экс-глава ЮКОСа Михаил Ходорковский задал Виктору Геращенко единственный вопрос — обращался ли гражданин США Стивен Тиди (ставший в феврале 2005 года президентом ЮКОСа) к совету директоров с вопросом или заявлением о пропаже нефти. Свидетель дал отрицательный ответ.

Покидая суд, Виктор Геращенко сказал, что не боится репрессий со стороны властей. «А чего бояться, если ты говоришь правду?» — задал финансист риторический вопрос. Примерно так на подобный вопрос ответил и Михаил Касьянов.

Впереди — допросы не мене известных лиц. 22 июня в суд вызван глава Сбербанка Герман Греф, а днем ранее — министр промышленности и торговли Виктор Христенко.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию