Настанет ли затишье в переговорах по Украине до 8 августа? Комментарий Георгия Бовта
Умеров доложил Зеленскому о контактах с российской переговорной группой
Лента новостей
Из заявлений Трампа о тарифах непонятны ни конкретные условия, ни сроки введения пошлин, ни то, как они будут соотноситься с торговыми переговорами Америки, в том числе с важнейшими российскими партнерами. А заявление Трампа о передислокации ядерных подлодок может привести к риску скатиться к худшим временам холодной войны, считает политолог

Секретарь СНБУ Рустем Умеров доложил Зеленскому о контактах с российской переговорной группой. Стороны договорились об обмене пленных в формате «1200 на 1200». Также ведется работа по обмену гражданских. На этом фоне постпред США при НАТО Мэттью Уитакер сообщил, что в Москву должен прибыть спецпосланник президента США Стив Уиткофф. Уитакер выразил надежду, что Уиткофф «сможет добиться прорыва в процессе урегулирования конфликта на Украине».
Визит спецпосланника Уиткоффа, который Москва пока не подтверждала, если он не сорвется последний момент, станет уже пятой его встречей с Владимиром Путиным в этом году. Последняя прошла 25 апреля, после чего помощник президента Юрий Ушаков заявил, что переговоры позволили сблизить позиции сторон и по Украине, и по многим другим международным вопросам. С тех пор оценки со стороны США стали куда более пессимистичными. Новая встреча могла бы стать последней попыткой договориться хотя бы о чем-то в преддверии истечения 8 августа — срока, отпущенного Трампом на прекращение огня. Накануне в ходе встречи с президентом Белоруссии Лукашенко на Валааме Владимир Путин подтвердил незыблемость позиции Москвы по долгосрочному урегулированию, обозначенную им еще в июне 2024 года. В этом смысле не очень понятно, какого «прорыва» ждет от переговоров Уиткоффа постпред США в НАТО. Разве что Лукашенко пробросил мысль о возможности некоего «воздушного перемирия», то есть взаимного прекращения ударов вглубь территории воюющих сторон.
Реакция Зеленского на заявления Путина и Лукашенко, если сравнивать с его прежними высказываниями, была чуть более сдержанной. Касательно стамбульского формата переговоров тон был тоже нейтральный, не было заявлений о его бесполезности, как еще недавно. Помимо повторения предложения Киева провести встречу лидеров двух стран, от других пространных оценок украинский лидер воздержался. Все это создает впечатление своего рода затишья — если не перед бурей, то перед возможным новым этапом военного конфликта уже после 8 августа, когда Трампу придется воплощать в жизнь свои многочисленные угрозы. В том числе санкционные. После чего военный конфликт, который он называет «войной Байдена», может стать и его войной тоже. Он не сможет ничего не сделать из того, чем угрожал, если ему нечего будет предъявить в качестве хотя бы частичного результата его давления.
О его санкционных угрозах в адрес Москвы пока известно лишь, что он собирался ввести 100-процентные пошлины против стран, продолжающих покупать российские нефть, газ, уран и так далее. Причем сам же Трамп сомневается в эффективности санкций: мол, «Путин определенно крепкий орешек», но он, Трамп, все равно введет санкции, хотя Путин «знает, как их обходить». Одно из вероятных направлений — пошлины на индийский экспорт в США, чтобы заставить Индию прекратить импорт российской нефти, которая составляет 38% в нефтяном импорте страны. Возможно, Нью-Дели и поддастся давлению Вашингтона. Но пока, вопреки разным слухам, правительственные источники говорят о неизменности отношений с Россией в этой сфере. По данным агентства Bloomberg, «никакого решения о прекращении импорта из России пока не принято. Как государственные, так и частные НПЗ могут закупать нефть у предпочитаемых поставщиков, и эти закупки остаются коммерческими решениями», заявили сразу несколько источников. Уточнив, что индийские власти «пытаются сбалансировать энергетические потребности и поддержание связей с Москвой без лишнего обострения отношений с президентом США».
Также из заявлений Трампа непонятны ни конкретные условия, ни сроки введения пошлин, ни то, как они будут соотноситься с торговыми переговорами Америки, в том числе с важнейшими российскими партнерами, такими как Индия и Китай, а также Турция и Бразилия.
На этом фоне восемь стран ОПЕК+ договорились об увеличении добычи нефти в сентябре на 548 тысяч аррелей в сутки, как и в августе. Российская квота нефтедобычи останется на уровне чуть менее 10 млн баррелей в сутки. Это плановое увеличение не свидетельствует о готовности ОПЕК немедленно вытеснить Россию с нефтяного рынка, хотя гипотетически такая угроза существует. Резервные мощности картеля в размере примерно 5,3 млн баррелей в сутки способны заместить 4,5 млн баррелей в сутки российской экспортной нефти.
Возможно, что у Трампа пока еще нет четкого плана действий непосредственно на 9 августа на случай полного провала договоренностей. Что потенциально грозит ужесточением конфронтации уже между Россией и США с трудно предсказуемыми последствиями. Тем более что уже вброшена и тема ядерного противостояния, когда Трамп в ответ на пост Дмитрия Медведева заявил о готовности к ядерной войне с Россией, отдав приказ о передислокации двух ядерных подлодок. Одновременно у берегов Крыма и Краснодарского края впервые за долгое время и близко к границе были замечены сразу два разведывательных самолета США — Boeing P-8A Poseidon и RC-135V Rivet Joint. Это стало первым после начала СВО упоминанием президентом США ядерного оружия, чем подтверждена готовность сыграть в опасную игру «ядерного шантажа». Замаячило возвращение к худшим временам холодной войны, даже если многим кажется, что в исполнении Трампа это не «ядерный шантаж», а «ядерная клоунада». Но ведь даже чисто риторическое повышение ставок на деле может превратиться в своего рода «словесную ловушку» — когда после всего сказанного на публику «дать заднюю» будет уже трудно.
Рекомендуем:




Рекомендуем:

























