В России могут появиться невозвратные тарифы на некоторые товары, купленные на маркетплейсах
Лента новостей
Об этом пишет газета «Ведомости» со ссылкой на выступление главы Минэка Максима Решетникова. Wildberries и Ozon уже заявили, что готовы обсуждать предложение Минэкономразвития

В России могут появиться ограничения на возврат некоторых групп товаров на маркетплейсах. С предложением ввести невозвратные тарифы выступили в Минэкономразвития, пишет газета «Ведомости». По мнению главы министерства Максима Решетникова, мера позволит снизить цены на отечественную продукцию и защитить бизнес от злоупотреблений со стороны потребителей или конкурентов. Имеются в виду ситуации с заказами, где чрезмерно много позиций, и возвратом испорченных покупателем товаров.
Решетников отметил, что ограничения должны быть гибкими и предварительно их необходимо обсудить с бизнесом и Роспотребнадзором. О проблеме говорит предприниматель и селлер на маркетплейсах Светлана Лапшина:
— Мы работаем в нише одежды, сейчас, можно сказать, потребитель этим пользуется. Если говорить о детской одежде, это период фотосессий ноябрь-декабрь, потом идут резкие возвраты после семейных фотосессий. Если это корпоративы — возвраты платьев в январе, например. Видим поток увеличения, снижение процента выкупа. У нас были раньше купальники, одна из ниш, и когда делали белье невозвратным, очень сильно сократились возвраты. Логистика чуть-чуть стала лучше. Я не могу точно сказать в цифрах, но процентов 70, наверное, возвратов просто так. Я на ПВЗ езжу сама периодически, при мне девушка получила 46 купальников, и она взяла один. И дай бог, хорошо, что один.
— Остальные уже не продать?
— Продать можно, но они, получается, уже не так упакованы, на ПВЗ сотрудники сильно торопятся, все это бросают, неаккуратно тоже упаковывают. Потребители тоже складывают как попало. Если это светлое, то может и испачкаться, небрежное отношение к возврату, потом это точно мы уже не сможем использовать.
Эксперты отмечают, что введение невозвратных тарифов на товары с маркетплейсов будет противоречить существующему закону «О защите прав потребителей», согласно которому покупатель может вернуть товар ненадлежащего качества независимо от того, где он был приобретен. Отчасти это так, но корень проблемы не только в этом, говорит адвокат, заместитель председателя московской коллегии адвокатов «Арбат» Сергей Шугаев:
Сергей Шугаев адвокат, заместитель председателя московской коллегии адвокатов «Арбат» «Такая идея не нарушает права потребителя, но точно их ущемляет. Если сейчас свобода возврата имеет более широкий объем, то она явно сужается. Но глобально, с точки зрения конституционного законодательства, существует ряд ограничений, которые допускается вводить в том числе и применительно к действующим законам. Например, невозможен возврат лекарственных препаратов, пищевых продуктов, которые не упакованы. То есть уже законом предусмотрены какие-то возможные ограничения, есть некий баланс между интересами потребителей и продавца. Минэк считает, что в целях соблюдения баланса нужно ввести еще кое-какие ограничения. Я, например, как потребитель сомневаюсь в этом. Недавно, например, возвращал, причем это был сложный технический товар. Я его продемонстрировал, я пальцем показал, что не работает и почему нельзя это отремонтировать, был понят. И вот здесь в прессе приводится пример, когда закупают большие объемы одежды или, наоборот, маленькие объемы одежды, потом используют их какое-то время, потом возвращают. Но законом не предусмотрена возможность возврата товара после использования, когда его потребительские свойства уже изменены. Просто другой вопрос, что внутри этих операторов, того же Wildberries и Ozon, нет эффективной процедуры, которая могла бы установить его использование. Операторы, которые предоставляют услуги других продаж, должны совершенствовать этот вопрос».
Маркетплейсы готовы к обсуждению предложения Минэкономразвития, в частности об этом сообщили в Wildberries и Ozon. Там заявили о необходимости сохранять системный баланс интересов продавцов и покупателей. Частично введение невозвратных тарифов может стать решением проблемы, считает гендиректор консалтинговой компании Goomni Ефим Алдухов:
Ефим Алдухов гендиректор консалтинговой компании Goomni «Существует проблема злоупотребления потребителями своими правами, в том числе в области возврата товаров относительно маркетплейсов, относительно обычных интернет-магазинов или же розничной торговли. Нельзя сказать, что эта проблема массовая, но надо отметить, что зачастую нагрузка из-за злоупотреблений попадает на одного, двух или нескольких продавцов. В случае если это злоупотребление массовое, это может приводить к банкротству предпринимателя. Если в сезон у него заказали много товаров, а через две недели после события товары вернули, это могут быть очень серьезные убытки, с которыми невозможно, по сути, справиться, потому что, допустим, товары под праздники фактически замораживаются до следующего года. По поводу вариантов решения, надо отметить, что подход о появлении невозвратных категорий товаров является потенциальным решением. Причем с точки зрения потребителей, это в их интересах, потому что убытки, которые несет предприниматель, затем перекладываются на всех потенциальных покупателей. Таким образом, фактически за злоупотребление одного человека платят 100 человек, которые ничем не злоупотребляют. Возможным компромиссом может быть сокращение сроков на возможный возврат товаров, с текущих 14 дней до двух-трех дней. Также делать возврат только в случае, если там есть выявленный конкретный дефект товара, брак, не давать потребителю возможность в течение двух недель пользоваться товаром с последующим возвратом. Это объективно может существенно снизить нагрузку как на предпринимателей, на маркетплейсы, так и на добросовестных потребителей».
По мнению экспертов, потенциальным решением проблемы злоупотреблений со стороны потребителей может стать введение так называемых черных списков пользователей, для которых вводились бы дополнительные ограничения по аналогии с тем, как это делают авиакомпании в случае с пассажирами, нарушающими правила перевозчиков.
Рекомендуем:




Рекомендуем:



















