Банк России неожиданно снизил ключевую ставку на 50 базисных пунктов, до 16,5% годовых
Лента новостей
По мнению ЦБ, инфляционные ожидания в РФ сохраняются на повышенном уровне, что может препятствовать устойчивому замедлению инфляции. Что думают аналитики, опрошенные Бизнес ФМ, по поводу этого соломонова решения?

Обновлено в 22:50
Для достижения цели по инфляции потребуется более высокая траектория ключевой ставки в следующем году, чем ожидалось ранее. Об этом заявила на пресс-конференции глава ЦБ Эльвира Набиуллина, комментируя решение регулятора, который понизил ставку на 50 базисных пунктов, до 16,5% годовых.
Она объяснила пересмотр прогнозов сочетанием временных проинфляционных факторов. Цикл смягчения ДКП продолжается, но более аккуратными темпами с возможностью пауз, подчеркнула Набиуллина, отметив, что временные проинфляционные факторы могут иметь большие вторичные эффекты.
«Ситуация развивается в рамках нашего прогноза, денежно-кредитные условия остаются жесткими, что создает предпосылки для снижения инфляции, поэтому мы приняли решение продолжить смягчение своей политики. С прошлого заседания реализовались существенные инфляционные риски, это, прежде всего, увеличение дефицита бюджета в этом году и рост стоимости моторного топлива. В сентябре приостановилось замедление показателей устойчивой инфляции, ожидаемое повышение налогов поможет снизить инфляцию в среднесрочной перспективе, но в краткосрочной это даст разовое повышение цен. Мы учли все это в своем решении, во-первых, уменьшили шаг смягчения политики, а во-вторых, повысили траекторию ключевой ставки, которая требуется для возвращения инфляции к 4%. Большинство индикаторов устойчивой инфляции уже несколько месяцев находятся в диапазоне 4-6%. Инфляционные ожидания остаются высокими, ценовые ожидания предприятий в октябре даже выросли после того, как несколько месяцев практически не менялись, и выросли, прежде всего, в торговле. Компании объясняют повышение своих оценок, в том числе предстоящим увеличением налогов. Инфляционные ожидания населения в октябре не изменились. В обновленном прогнозе оценка инфляции в следующем году повышена до 4-5%. Этот пересмотр вызван временными проинфляционными факторами, включая ситуацию на топливном рынке, повышение налогов, а также индексацию коммунальных тарифов более высокими темпами. По нашей оценке, перенос этих факторов в цены продлится до середины следующего года. Устойчивая инфляция достигнет 4% во втором полугодии 2026 года. В последние месяцы появились новые факторы, которые будут оказывать существенное влияние на инфляцию в ближайшие кварталы, подстройка к ним предприятий, рынков и экономики в целом займет время. Баланс факторов пока складывается таким образом, что для устойчивого достижения цели по инфляции нам потребуется более высокая траектория ключевой ставки, чем ожидалось. В обновленном прогнозе мы повысили диапазон ставки на следующий год до 13-15%, что даст нам возможность достичь цели по инфляции в 4% и удержать ее на этом уровне в дальнейшем».
Центробанк России ранее сообщил, что годовая инфляция в России, по оценке на 20 октября, составила 8,2% и по итогам 2025 года ожидается в диапазоне 6,5-7,0%. Инфляционные ожидания в РФ сохраняются на повышенном уровне, что может препятствовать устойчивому замедлению инфляции, отмечают в ЦБ.
При этом инфляционное давление в России в конце 2025-го и начале 2026 года временно усилится, в том числе из-за подстройки цен к предстоящему повышению НДС. Аналитики обращают внимание на существенное повышение ЦБ прогноза по средней ключевой ставке на 2026 год — с 12-13% до 13-15%.
Набиуллина также сказала, что влияние повышения утильсбора на инфляцию будет меньше, чем от повышения НДС. По ее словам, регулятор ожидает, что рост налога на добавленную стоимость добавит 0,8 процентных пункта к инфляции.
Нынешнее снижение ставки не было основным сценарием для рынка: большинство аналитиков ждали от ЦБ паузы. Директор по анализу финансовых рынков и макроэкономики «Ф-Брокер» Александр Тимофеев, напротив, как раз прогнозировал снижение. Вот что он говорит о решении ЦБ:
— Здесь ЦБ на самом деле повел себя достаточно предсказуемо, потому что инфляция сейчас находится ниже 8%. Дело в том, что ЦБ в инфляцию решил не включать выросший бензин, потому что он счел, что бензин — это, в общем, не очень монетарная история, и вырос не спрос на бензин, а сократилось предложение. С этой точки зрения ЦБ делает ровно то, что он и должен делать в рамках той логики, которую он объяснял.
— То, что должен, или то, что от него хотели?
— В этом и заключается проблема. Наши ключевые банки хотели от ЦБ другого, и, кажется, между нашим банковским комьюнити и ЦБ есть большое недопонимание. Обратите внимание, что на этой неделе и ВТБ консенсус снизил, и Сбербанк, в общем, уже перестал транслировать, что надо побыстрее сделать 14%. Банки ожидали, что ставка останется на уровне 17%, и мы всю прошлую неделю, даже весь прошлый месяц видели пусть не сильный, но рост средней ставки по депозиту, особенно на промежутке от полугода до года. И, кажется, докладывали все-таки, что ставка останется 17%. Получается, что сначала банки ждали от ЦБ гораздо более быстрого смягчения денежно-кредитной политики, ЦБ им объяснил, что он быстро снижать не будет, тогда банки скорректировались. И ровно после того, как банки скорректировались, ЦБ все-таки сказал: хоть чуть-чуть давайте снизим. Кажется, что вот здесь может быть большая проблема, если к декабрю ситуация не изменится, если ЦБ не начнет с сообществом и с комьюнити разговаривать на более понятном прозрачном языке. Потому что проблема в разрыве между реальной инфляцией и инфляцией, которую считает ЦБ, и этот разрыв становится слишком серьезным.
Чего ждать от ипотечных ставок и почему в последнюю неделю многие банки повышали ставки по отдельным вкладам? Решение ЦБ, которое можно назвать соломоновым решением, Бизнес ФМ обсудила с главным экономистом «Т-Инвестиций» Софьей Донец:
— Это то самое сбалансированное решение, которое нам обещали, и довольно неожиданное, потому что на последних уровнях мы не привыкли к таким небольшим шагам. Видимо, в этом вся соль — показать, что ЦБ может двигаться более мелкими шагами, может выбирать компромиссы, и это решение хорошо само по себе показывает, где этот тонкий баланс. Альтернативой было бы оставить ставку неизменной, но дать более мягкую риторику, видимо, ЦБ предпочел действовать количественно, а не только качественно.
— Что касается мягкой риторики, «дальнейшие решения по ставке будут приниматься в зависимости от устойчивости, замедления инфляции и динамики инфляционных ожиданий», говорится в релизе. Но ЦБ, похоже, сейчас в этой самой устойчивости не очень уверен.
— Эта риторика довольно нейтральная, она никакого дополнительного сигнала в целом не дает, будем ориентироваться на то, что скажут на пресс-конференции. Еще раз, такое чувство, что весь сигнал, который ЦБ хотел нам дать о возможности промежуточных шагов, о том, что действительно сейчас много сомнений, заложен в размере шага. Собственно, донес всю информацию за счет размера шага. К этому примерно и готовились на рынке. Да, где-то 50 на 50 распадался консенсус — на снижение или неизменность. Мы видели, как ставки денежного рынка тоже зависли где-то около 16,5%. Получается, что такую цифру мы и увидели сегодня на экранах. На рынке сегодня будет много движения, потому что это не был консенсус. Возможно, сюрпризы получили оптимисты и пессимисты, будут это отыгрывать сегодня в котировках.
— Мы наблюдали последнюю неделю рост ставок по депозитам в банках. На что они рассчитывали, когда ставки повышали?
— На самом деле, если мы посмотрим статистику средних ставок и даже средних из максимальных, мы увидим, что там в последнее время никакого движения не складывается. Где-то в районе 15,5% на сроки до года мы зависли по максимальным ставкам крупнейших банков. Естественно, сейчас увидим какую-то промоактивность банков, чтобы привлечь внимание на отдельные сроки, какие-то маркетинговые предложения. Это нормально, ведется конкуренция за вкладчика, она у нас все последние годы присутствует, и особенно приходится на конец года. Привлекательные предложения надо подбирать какие есть. Еще раз, средние ставки в этом смысле скорее стабилизируются, чем повышаются.
— Что касается, в частности, ипотечных ставок, тут стоит ждать серьезных движений? Или уже все заложили, потому что движения вниз были.
— Нет, это ставки длинные, здесь важнее, что происходит с долгосрочными, безрисковыми ставками, в том числе с кривой ОФЗ. Возможно, мы увидим некоторый позитив и по этой кривой в ближайшие дни, последнее движение было в сторону негатива за счет геополитики. Вот посмотрим, сможет ли такое мягкое решение от Центрального банка переломить негатив.
— Решение на следующем заседании, я так понимаю, пока прогнозировать довольно бессмысленно.
— Довольно сложно, здесь много тактических вопросов. Декабрь может очень по-разному выглядеть, и если не материализуются какие-то крупные кредитные риски, то мне кажется, скорее всего, в декабре ЦБ предпочтет сыграть осторожно.
Российский рынок вначале позитивно отреагировал на решение ЦБ снизить ключевую ставку, но затем быстро растерял рост и перешел к снижению.
Рекомендуем:




Рекомендуем:

























