16+
Понедельник, 15 декабря 2025
  • BRENT $ 60.94 / ₽ 4859
  • RTS1083.33
13 ноября 2025, 10:07 Авто

«Автостат»: средняя цена нового легкового автомобиля по итогам октября составила 3,43 млн рублей

Лента новостей

Это рекордный показатель за всю историю наблюдения за рынком. Цена легковой машины с пробегом тоже стала рекордной, составив, по предварительной оценке, 1,2 млн рублей

Фото: Софья Сандурская/ТАСС

Обновлено в 14:08

3,34 млн рублей — это средняя цена нового автомобиля по итогам октября в России. И абсолютный рекорд за все время наблюдений, приводит данные «Автостат». Год к году ценники увеличились на 8%, а за последние пять лет рост и вовсе двукратный, отметили там.

Рекорд обновили и цены на подержанные машины — их средняя стоимость, по предварительным оценкам, превысила 1,2 млн рублей. Спрос разогнали сокращение скидок, дорогие кредиты и, конечно, ожидания повышения цен после введения нового утильсбора с 1 декабря. Комментирует партнер аналитического агентства «Автостат» Игорь Моржаретто:

Игорь МоржареттоИгорь Моржаретто партнер аналитического агентства «Автостат» «Рынок довольно плохо себя чувствует, особенно сказывается неопределенность, потому что правительство вводит повышение налогов и самых разных сборов с пугающей регулярностью. Только-только оклемались вроде как к середине лета этого года от шока, вызванного прошлым повышением утильсбора, как новый удар по рынку. В общем, понятно, что октябрь, частично ноябрь будут ударными. В принципе, сейчас продажи идут очень бойко, прибывают автомобили, заказанные в августе. Что творится на границе, я не представляю, но, судя по описанию, все очень сложно. В любом случае что есть, то есть, мы живем в новой реальности, и цены начнут расти буквально в ближайшее время. Если по отношению к прошлому году цены на новые автомобили выросли на 8%, думаю, что до Нового года вырастут еще на 5%, хотя рост будет умеренным в силу того, что достаточно много машин сюда завезли и завезут и эти машины будут продаваться, по моим ощущениям, где-то до конца зимы. Дальше цены будут плавно расти, потому что в январе нас ждет очередное плановое повышение утильсбора, и ввозить пока в страну выгодно разве что автомобили с маленькими моторами, но они тоже попадают под большой утильсбор. Условно говоря, на сегодняшний день автомобиль, который стоит в Китае 1 млн рублей, в России обходится минимум в 2,5 млн рублей. Дилеры балансируют на грани, большинство крупных получают небольшую прибыль, а мелкие дилеры, монобрендовые, вообще находятся в зоне риска, и это очень печально. Выживают только те, у которых есть широкий спектр предложений: не только новые автомобили, но и автомобили с пробегом, сервисные услуги, страховые, банковские услуги и так далее. Вообще, рынок ожидает очень тяжелый период времени, и в ближайшее время я не вижу признаков того, что он может расти».

Рекордные в октябре не только цены, но и продажи. Рост в 35% впервые с ноября 2024 года. По данным «Автостата», лидерство традиционно за Lada. Продажи относительно сентября выросли на 26%.

На втором месте — Haval, а замыкает топ-3 Geelу. Следом идут Belgee (машины Geely белорусской сборки) и Tenet (машины Chery российской сборки). При этом впервые за пять лет снизилась доля китайских машин. Продажи падают быстрее, чем в среднем по рынку, хотя половину от него они еще составляют. Комментирует президент ассоциации «Российские автомобильные дилеры» (РОАД), председатель совета директоров ГК «БН-Моторс» Алексей Подщеколдин:

— Чтобы оплатить такой автомобиль, потребуется чуть ли не восемь-девять лет. Конечно, это очень дорого, и, к сожалению, все думают, что это жадность дилеров, жадность производителей. На самом деле стоимость автомобиля, государственных сборов, налогов, акцизов, таможенные сборы, НДС, утильсбор сегодня составляют больше 40% стоимости автомобиля, и это нас печалит, потому что чем больше стоимость автомобиля, тем ниже спрос. А мы ведь заинтересованы в том, чтобы автомобилей у дилеров покупали больше, а потом мы их обслуживали, ремонтировали. Когда продажи низкие, на ремонт никто не приедет. Средняя стоимость автомобиля растет не по нашей вине.

— Насколько спрос вырос в последние месяцы?

— Что касается последних двух месяцев — сентября, октября, — спрос действительно поднялся. Кто-то подкопил деньги, понимают, что потом будет дороже, потому что опять же утильсбор будет расти, при этом утилизационных программ, кстати, чтобы выплачивать компенсации, пока мы не видим. 1 января состоится еще одно подорожание для юридических лиц, поэтому все понимают, что в 2026 году дешевле не будет. Плюс НДС. Это как минимум делает подорожание почти всех товаров, ну и бытовой техники, тем более автомобилей, как минимум на 2%, это будет заложено в дополнительную стоимость автомобиля. В этом году спрос по сравнению с прошлым годом примерно на четверть меньше, хотя и прошлый год был не самым рекордным. Ставка по кредитам у коммерческих банков около 30%. Ну кто ж будет брать кредиты, когда нужно будет за три года выплатить еще одну сторону автомобиля? Основное влияние — это была кредитная ставка.

— Есть какие-то марки, которые не так сильно пострадают от повышенного утильсбора?

— Все марки пострадали, они бы продали больше, но есть марки, которые только-только в 2024 году начали развивать свой бизнес. Например, отечественная сборка марка Solaris, у них результаты стали расти на низкой базе. Belgee, собренд Geely, увеличил сборку автомобилей в Белоруссии, и часть моделей перешла именно в этот бренд, и они не потеряли, они подросли, но в любом случае они могли бы существеннее вырасти.

Рекордные продажи в октябре показали гибриды — рынок вырос более чем в 1,5 раза. Электромобили стали популярнее почти на 20% впервые с мая прошлого года. Здесь тоже повлияло ожидание нового утильсбора, именно по этим моделям больше всего ударит изменение тарифов. Комментирует директор розничных продаж компании «Авилон» Илья Петров:

— Увеличилась доля продаж параллельного импорта, то есть в премиальных марках это большая немецкая тройка. Это больше был спрос на электромобили, на гибриды стоимостью более 6 млн, по ним больше всего ударяют изменения расчета утильсбора в зависимости от мощности. Если мы берем, например, до 160 сил, там минимальные изменения, если мы берем официальные бренды с двигателями до 2 литров, что, в принципе, большинство по китайскому сегменту, и мощностью до 250, на них эти изменения расчета утильсбора скажутся сейчас в декабре от 100 тысяч до 180 тысяч, с 1 января еще от 100 тысяч до 150 тысяч. Большая немецкая тройка в России, как правило, с мощными двигателями — это объем 3 литра, и зачастую мощность там больше 250, на них будут изменения от 400 тысяч до 800 тысяч на привычные бензиновые и дизельные двигатели, а по электроавтомобилям и по гибридам из-за их высокой мощности изменения от 1 млн до 2 млн рублей примерно.

— Очень большой рост. Что же тогда будет со спросом?

— Из-за присутствия склада автомобилей, провезенных по старым правилам, подмешиваться будут только новые завозы начиная с декабря-января. Официальные франшизы будут этот рост делать плавно, ступенчато, то есть будут размазывать на весь текущий сток эти подорожания — увеличение пошлин по утильсбору, соответственно, участники рынка параллельного импорта, как только машина пересечет границу, будут вынуждены платить по новым ставкам, и по параллельному импорту резко изменятся ценники. Сейчас, в четвертом квартале, спрос продержится, а в первом квартале просядет, может быть, даже сильнее, чем в прошлом году, из-за втянутого в первый квартал спроса на четвертый квартал.

— Есть ли у автодилеров инструменты для того, чтобы хоть как-то простимулировать покупки?

— Нет, наши возможности приравниваются к той доходности, которую нам позволяют импортеры, например китайские. Она в очень-очень небольших пределах, несколько процентов от стоимости всего автомобиля. А возможности импортеров — у них уровень доходности и расходных статей бюджета на маркетинг, на поддержку более весомый и несопоставимый с дилерскими возможностями.

Ранее дилеры сообщали Бизнес ФМ, что в нынешних условиях самые конкурентные ценники останутся у местных производителей. На российском авторынке впервые за пять лет снизилась доля китайских машин, писала газета «Известия» со ссылкой на «Автостат».

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию