16+
Среда, 17 декабря 2025
  • BRENT $ 58.84 / ₽ 4674
  • RTS1100.27
13 ноября 2025, 11:20 ОбществоСМИ

Ураган медиаконтрафакта: как традиционные СМИ развиваются в условиях жесткой конкуренции с новыми медиа?

Лента новостей

И кто выигрывает на рынке, где правила игры для всех разные, а для кого-то их нет вовсе? Об этом журналисты, рекламодатели, блогеры и эксперты рекламного рынка говорили на площадке Национального рекламного форума — на специальной панели, организованной Бизнес ФМ

Фото: пресс-служба Национального рекламного форума

Эпоха, когда деньги закономерно шли в самые сильные редакции, закончилась. Сегодня «публиковать новости» может любой. Но ресурсам, которые являются СМИ лишь де-факто, не нужны лицензии, а значит, у многих нет и ответственности, которая много лет формировала качество.

А еще есть агрегаторы, которые сами ничего не производят: они берут чужое и выдают за свое. Особенно остро эта проблема стоит в Telegram. Многие каналы с огромной аудиторией не просто берут проверенные новости у тех, кто кропотливо занимался фактчекингом и анализом, — эти качественные новости они активно разбавляют кликбейтом и откровенным треш-контентом, который серьезные медиа себе позволить не могут. А именно кликбейт и треш легче всего привлекают трафик.

От действий таких информационных пиратов страдают не только традиционные СМИ с очень строгим отбором контента. Воровство в Telegram стало большой проблемой и для куда более свободных в плане репертуара ресурсов. Максим Иксанов, генеральный директор холдинга News Media Holding, в который входят каналы Mash, Shot и Baza, признался, что нейросети уже научились смывать вотермарки с видео — и то, что добыли сотрудники редакции всеми правдами и неправдами, через пять минут становится достоянием всего Telegram без всяких ссылок.

При этом своих таблоидных корней в News Media Holding не стесняются. На вопрос, можно ли набрать в Telegram миллионную аудиторию, не творя беспредела, Иксанов ответил: «Нет. Без беспредела не получится». Но и у этого понятия есть грани. Рассказывая о том, как создавались каналы холдинга в Telegram, он добавил, что в компании поняли: рынок меняется и до последнего держаться за газеты, журналы и сайты не стоит.

«Мы первыми зашли на этот рынок. Мы первыми рискнули большими деньгами, чтобы создать новые медиа. На самом деле секрет был прост. Язык — это важнейшее оружие, про которое мы начинаем забывать. Язык — это то, что мы поменяли, стали менять. И то, что привело нас к определенному успеху. Язык и эмоции — это то, что мы заложили в основу новых медиа. На самом деле новые медиа — ничего там нового, это все то же самое старое, рассказанное чуть-чуть другим языком. Просто тем языком, который соответствует сегодняшнему дню».

Однако язык, которым многие медиа (особенно анонимные и пиратские) сегодня общаются со своей аудиторией, нравится далеко не всем рекламодателям. Старший вице-президент ВТБ Елизавета Голикова, представлявшая в дискуссии заказчиков, отметила, что исследования банка показывают: люди устали от треша.

«Мы видим, что люди очень устали от информационного мусора, от медиамусора, мы видим кризис доверия, в том числе к брендам и к медиа. И мы видим спрос на формат ЗОЖ: как сейчас отвыкаем от сахара, отвыкаем от жира, так потихоньку люди устают и от «медиапищевого фастфуда» — в информационной среде происходит то же самое».

Однако общепринятым трендом это пока не стало. На тех же пиратских ресурсах часто можно встретить рекламу крупнейших российских компаний — банков, технологических лидеров, кого угодно. На это обратил внимание генеральный директор НТВ Алексей Земский:

«Например, я видел на одном пиратском ресурсе рекламу автомобилей «Газель», а я не помню, когда в последний раз реклама «Газелей» была на телевидении. Я не очень понимаю: мы против кого боремся? Собираемся бороться или наоборот? А кто тогда эти люди, которые все это поддерживают?»

На этот вопрос в ходе дискуссии ответил техноблогер Валентин Петухов (Wylsacom):

«Я знаю много фейковых каналов, которые полностью состоят из накрученного трафика, и там большие компании размещают рекламу. И когда я их спрашивал, почему так происходит, мне был дан очень странный ответ: либо «Мы не знали, спасибо за сигнал», либо «Мы в целом в курсе, но для нас это некая безопасная зона». Потому что с охватными, интересными каналами достаточно сложно договориться — они капризные, выставляют свои обязательные условия. Фейковый канал сделает все, чтобы было красиво и эффектно, — это не про «быть», а «казаться». И такие потемкинские телеграм-каналы, к сожалению, едят наш с вами хлеб».

И все это на фоне не совсем понятных перспектив самого Telegram в России. Участники панели Бизнес ФМ на Национальном рекламном форуме обсудили и этот животрепещущий вопрос. А что будет, если… Единого мнения не сложилось, за исключением общего видения: контент-мейкеры пойдут за аудиторией — как это уже не раз бывало и еще не раз случится. На этом рынке многое циклично. Wylsacom рассказал, что китайский TikTok уже вернулся к горизонтальным видео. Президент холдинга «Шкулев» Виктор Шкулев заявил, что у печатного журнала «Вокруг света», которому почти 165 лет, аудитория — 6 млн человек. А генеральный директор НТВ Алексей Земский предрек, что в интернете будет одно сплошное телевидение благодаря новой технологии суперинтерактивного вещания в сети DVB-I:

— Впервые в истории придуман формат вещания телевидения в интернете.

— А теперь всем залом, всем залом по буквам: DVB-I. I — это интерактивно, иммерсивно, как угодно переводите.

— Коллеги, вы не зря провели этот день.

Но главное, в чем сошлись все присутствующие: даже при условии, что много крови у рынка выпьет еще и ИИ, те, кто делает качественный контент, выживут на любых платформах. Вопрос лишь в том, сколько денег после оплаты выживания останется на саму жизнь.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию