Как предприниматели относятся к книгам по бизнесу?
Лента новостей
Деловая литература — один из популярных сегментов, книги которого входят в топ по продажам у крупных издательств. Каких книг по профессиональной тематике не хватает предпринимателям сегодня и каким авторам они доверяют?

Сегмент деловой литературы включает несколько направлений для разной аудитории. Это и экономические труды ученых и теоретиков, и книги предпринимателей и бизнес-тренеров, и популярные книги о финансовой грамотности, деньгах и предпринимательстве. Ключевая особенность жанра — прикладная направленность: в таких книгах приводятся кейсы, алгоритмы, примеры, пошаговые рекомендации и практические инструменты. В отдельный поджанр можно выделить истории успеха компаний и лидеров.
На любой кейс и возраст: взгляд на бизнес-литературу от издательств
Интерес к произведениям на деловую тематику сохраняется из года в год. «По нашим исследованиям, если смотреть по доле рынка, бизнес и личная эффективность сейчас занимают около 18%. Психология занимает примерно 7%. И прикладная литература, то есть то, что мы как раз называем книгами, которые издаются бизнесменами для бизнесменов, занимает сейчас около 6%», — отмечает Вероника Суворова, пиар-директор издательства МИФ.





По данным «АСТ нон-фикшн», сегмент бизнес-литературы находится на пятом месте в рейтинге прикладной литературы. Средняя доля от общего объема прикладной литературы в рублях — около 7%.
Евгения Ларина директор «АСТ нон-фикшн» «Предприниматели выбирают книги, содержащие конкретные практические инструменты, примеры из личного опыта авторов, алгоритмы действий и «работу над ошибками». Им близки издания, которые дают готовые решения и вдохновение, в том числе биографии лидеров и истории успеха. Более широкая аудитория чаще обращается к книгам о финансовой грамотности, личной эффективности, саморазвитии и лидерстве, а также к биографиям успешных людей. Для таких читателей важны простое изложение, понятный язык, юмор и яркое оформление. Иногда аудитории пересекаются: начинающие предприниматели читают те же книги, что и профессионалы, чтобы вдохновиться и сделать первые шаги».
Издательства наблюдают несколько тенденций на рынке бизнес-литературы:
- Растет интерес к отечественным авторам — экономистам, предпринимателям — и историям успеха российского бизнеса.
- «Классика», опубликованная 10-20 лет назад, в сегменте бизнес-литературы остается такой же популярной и регулярно переиздается.
- Авторы в прикладном сегменте ориентируются не только на взрослую аудиторию, но и на подростковую. Школьники хотят развивать свой собственный бизнес. Авторы пишут книги для подростков и учат тому, как вести бизнес в современном мире, как обращаться с деньгами.
- Смещение интереса с практики западного бизнеса в практику восточного. В России публикуются китайские авторы, которые пишут о подходах с точки зрения использования искусственного интеллекта, рентабельности и делятся своим опытом развития бизнеса в Китае.
- В части прикладных книг популярны произведения зарубежных и российских авторов о развитии искусственного интеллекта и его влиянии на бизнес. Например, по теме продуктового управления.
В издательстве МИФ добавили, что в следующем году прогнозируют рост в сегменте бизнес-литературы благодаря читающему молодому поколению. Ранее аналитический центр НАФИ совместно с книжным сервисом «Строки» провел опрос и пришел к выводу, что зумеры и миллениалы склонны больше доверять советам из книг о бизнесе и личных финансах, чем поколения Х и беби-бумеров. Читателей в возрасте до 24 лет, которые верят советам из такой литературы, 52%, а среди людей старше 55 лет — только 26%.





В то же время и издательства, и сами бизнесмены говорят о росте инфобизнеса, в том числе в книгах на деловую тематику. Эксперты Бизнес ФМ с обеих сторон независимо друг от друга назвали одинаковые критерии по выбору книг: у автора должна быть проверенная практикой управленческая или предпринимательская траектория. Кроме того, издательствам интересно публиковать, а деловым людям — читать книги о конкретных кейсах, иногда с нестандартными решениями, в сухом виде — без воды. Сегодня обе стороны заинтересованы в том, чтобы на страницах деловой литературы не было и намека на инфобизнес.
Избирательность и авторитет: взгляд на бизнес-литературу от предпринимателей
Говоря об отношении предпринимателей к бизнес-литературе, стоит начать со стереотипов. И вот какие выделили специалисты разных отраслей:
Маргарита Тишкина, руководитель отдела событийного маркетинга компании Metro и гастрономический академии Stanfood
«Самый устойчивый стереотип — что бизнес-книги либо слишком теоретичны, либо избыточно «мотивационные», без реальной ценности. Есть и обратный стереотип: что навыки приобретаются только практикой, а литература вторична. Обе крайности неверны: качественные книги дают структуру, язык и рамки, которые позволяют быстрее настраивать процессы и принимать решения».
***
Ирина Доброхотова, основатель bnMAP.pro, Housebook, «БЕСТ-Новострой»
«В бизнес-среде существует мнение, что литература по саморазвитию менее ценна, чем практические руководства. Некоторые считают, что такие книги не дают конкретных решений для бизнеса, хотя на самом деле они могут помочь в формировании мышления и подхода к работе. Когда я читаю подобную литературу, сравниваю с моим видением и подходом к бизнесу. Часто опыт из других сфер, наблюдения в психологии экономические исследования могут навести на интересные мысли, нестандартный подход».
По словам Ирины Доброхотовой, на современном рынке бизнес-литературы не хватает книг, которые бы глубже анализировали влияние технологий на рынок недвижимости. С развитием IT и ИИ мир меняется очень быстро, авторы не успевают за прогрессом. Кроме того, бизнесменам интересны книги о международном рынке и адаптации моделей бизнеса в разных странах.
Предприниматели зачастую ценят именно классику и могут заинтересоваться новыми книгами по совету близких или если автор хорошо знаком по отрасли и лично.
Георгий Солдатов генеральный директор холдинга «Адитим» «По моему мнению, даже если автор — серьезный мультибрендовый профессионал, его опыта хватит максимум на пять содержательных книг. В основном сейчас читаю отдельные статьи по направлению, потому что обычно в бизнес-литературе очень много воды. У меня самостоятельный нетворкинг, потому что постоянно учусь, и у меня огромное количество знакомых из разных бизнесов разного уровня, и иногда я просто с ними разговариваю, обсуждаю бизнес-темы. Раньше читал много книг по продажам, например, «СПИН-продажи» Нила Рекхэма, произведения торгового агента Фрэнка Беттджера. Когда больше занимался производственными вещами, операционным менеджментом, изучал «20 ключей к совершенствованию бизнеса» Кобаяси, книги Элияху Голдратта, всего Ицхака Адизеса, он хороший маркетолог, но у него из книги в книгу переходит 30% смыслов. В списке прочитанного и Роберт Чалдини, американский психолог, автор научно-популярной книги «Психология влияния». По переговорам, к примеру, книга «Гарвардский метод переговоров. Как всегда добиваться своего» авторов Роджера Фишера, Уильяма Юри и Брюса Паттона — ведущих специалистов Гарвардского переговорного проекта. А для тех, кто дальше уходит в производство, я бы порекомендовал найти труды по теории надежности Якова Сорина».
«В работе бизнес-литература помогает структурировать опыт, видеть закономерности и избегать типичных управленческих ловушек. Посмотреть на ситуации под новым углом, прочитать свежее мнение или взгляд на задачи. Недостаток один: слишком много универсальных рецептов, написанных без учета контекста», — отмечает Маргарита Тишкина, руководитель отдела событийного маркетинга компании Metro и гастрономический академии Stanfood.
Недостатки современной бизнес-литературы очевидны деловым людям. Генеральный директор «Рексофт Консалтинг» Андрей Скорочкин в колонке для Forbes написал, что «не вся литература одинаково полезна: большинство бизнес-книг с их привлекательными аннотациями и броским маркетингом продают, как правило, готовые решения, «выписывают рецепт». Автор бизнес-книги практически всегда находится в ловушке упрощения: ему же надо дать простой и понятный совет, иначе книгу не купят».
По словам предпринимателей, опрошенных Бизнес ФМ, для поиска идей, разбора сложных вопросов они нередко выбирают бизнес-литературу, но со своими четко выстроенными фильтрами, нередко обращаются и к книгам по философии, естественным, гуманитарным и точным наукам. Бизнесмены — вдумчивая аудитория, которую не увлечешь и не обманешь подборкой «Пять инструментов повышения прибыли с миллиона до миллиарда за месяц». Они ценят достоверность, глубину знаний, профессионализм автора, первоисточник и свое время.
Рекомендуем:




Рекомендуем:


























