Таможня может начать конфисковывать ввозимые из Казахстана товары без документов
Лента новостей
В сентябре на казахстанско-российской границе образовалась пробка из грузовиков. Заторы наблюдаются уже почти три месяца. Президент объявил о новых возможных мерах для перевозчиков. Что поменяется?

Российская таможня с 2026 года при выборочной проверке ввозимых товаров из Казахстана может получить право на их конфискацию, если они будут не задекларированы. Об этом заявил Владимир Путин, комментируя ситуацию с недавней пробкой из фур на российско-казахстанской границе.
Бизнес ФМ спросила у логистических компаний, как заявление президента отразится на их бизнесе.
Гендиректор международной логистической компании Holding Finance Broker Татьяна Кулябина:
«Ввозимые товары, которые были непосредственно перевезены через Казахстан, очень сильно отличались по ценовой политике и не могли конкурировать с теми импортерами, которые завозили все вбелую и платили все таможенные платежи. Для логистики это тоже очень неплохое преимущество, потому что очень многие грузы уходили в Казахстан и то количество автотранспорта, которое было задействовано под эти манипуляции, создавало тоже неконкурентоспособные цены по той причине, что забиралось очень большое количество автотранспорта. На самом деле, хватит уже искать разные дыры. В основном это не российский бизнес, это китайский бизнес в Российской Федерации. И я считаю, что, если он существует, он должен быть в том же правовом поле, что и российские импортеры. Схема, которая была, подразумевала, что все таможенные платежи, если они и платились, оставались вообще непонятно где. Товар заезжал сюда, не был промаркирован должным способом — ни состава, ни сертификата. И все это было, я так предполагаю, поддельным. Я вижу, на рынке есть определенные замешательства. У нас есть в Шанхае свое подразделение, и мы видим, как к нам стали часто обращаться наши китайские клиенты и спрашивать: а как привезти, а как растаможить, а как промаркировать? Китайские экспортеры стали задумываться, как им работать дальше в Российской Федерации».
***
Замгендиректора по логистике 3PL-оператора NC Logistic Артем Васканян:
«После такого призыва, думаю, будет виток ужесточений: больше проверок, больше контроля, больше сотрудников на таможне. Я думаю, преждевременно говорить, что таможня будет обладать какими-то более серьезными рычагами для того, чтобы еще сильнее зарегулировать, потому что таможня и так обладает серьезными рычагами, которыми может оперировать. Боятся ли в отрасли? Я думаю, с перевозками, которые были «белыми» и прозрачными, по большому счету ничего не поменяется. Кардинального смены вектора, я думаю, нет. Но к очередному закручиванию гаек все были готовы уже, потому что рынок должен быть прозрачным. От этого выиграют все: и перевозчики, и конечные получатели. Но рынок адаптируется к этому. Будет закладываться больший транзитный срок. Следовательно, и пробка должна быть меньше».
***
Старший партнер компании «Оптималог» Георгий Властопуло:
«Меры в первую очередь направлены на то, чтобы снизить долю «серого» импорта, которая уже незначительна. Федеральная таможенная служба недобирает платежей по импорту на фоне снижения импортных поставок. По нашим оценкам, на 15-20% точно импорт просел. Через Казахстан — самый простой путь для поставок карго — того, что нашумело в СМИ. Не секрет, что там была значительная доля карго-грузов «серого» импорта, который идет в неправовом поле. Я не думаю, что это сильно отразится на отрасли. Компании начнут «обеляться». Мелкие компании, которые занимались поставками каких-то товаров из Китая, не выдержат «обеления». А этого уже не избежать, процесс запущен. Штраф может быть наложен от 50% до 200% стоимости незадекларированного либо недостоверно задекларированного товара с возможным изъятием, то есть конфискацией. У нас был случай в начале этого года, когда произошел пересорт, то есть клиенту отгрузили товар, в одном контейнере был один товар, в другом — другой, а документы были перепутаны. Это считается недостоверной декларацией. Таможня произвела изъятие груза. После того, как вынесли постановление, груз был конфискован в пользу государства — не получилось отбить. Поэтому тут ничего нового нет. Не изменился ни КоАП, ни федеральный закон о таможенном регулировании, ни Таможенный кодекс Таможенного союза. Но в первую очередь, конечно же, это сигнал — ребята, правила меняются».
Однако, по словам Властопуло, логистов больше волнуют готовящиеся в связи с новым постановлением правительства серьезные изменения в транспортно-экспедиторской деятельности. 1 марта 2026 года заработают правила проверки грузов на запрещенные предметы. С этой же даты у экспедиторов появится обязанность принимать организационные меры по выявлению изъятых из оборота и ограниченно оборотоспособных предметов и веществ.
Рекомендуем:




Рекомендуем:



















