16+
Пятница, 5 декабря 2025
  • BRENT $ 63.75 / ₽ 4907
  • RTS1122.46
5 декабря 2025, 21:26 Политика
Актуальная тема: Антироссийские санкции

В Европе хотят полностью запретить перевозить российскую нефть западными судами

Лента новостей

Reuters отмечает, что около трети российского экспорта нефти по морю обеспечивается судами Греции, Кипра и Мальты, а остальной объем приходится на «теневой флот». Эксперты считают инициативу малореалистичной

Фото: Петр Ковалев/ТАСС

Страны Евросоюза и «Большой семерки» обсуждают отказ от потолка цен на российскую нефть в пользу полного запрета ее перевозки на западных судах. Об этом пишет Reuters со ссылкой на источники. Часть из них заявила, что эта мера может войти в следующий, уже 20-й пакет европейских санкций, намеченный на начало следующего года.

По данным агентства, Россия перевозит треть всего объема своей нефти на европейских судах, в частности Греции, Кипра и Мальты. Остальные две трети перевозятся так называемым теневым флотом.

Если запрет на перевозки будет введен, то этот флот придется расширить, полагает агентство. То есть не исключается вариант перерегистрации европейских судов.
Потенциальный запрет комментирует ведущий эксперт Финансового университета и Фонда национальной энергобезопасности Игорь Юшков:

Игорь Юшков Игорь Юшков ведущий эксперт Финансового университета и Фонда национальной энергобезопасности «Конечно, это выглядит малореалистично, потому что, по сути, речь идет о том, чтобы ввести запрет на импорт российских нефтепродуктов вообще. В чем отличается российский санкционный режим по сравнению с Венесуэлой, Ираном: там кому-либо запрещено покупать нефть и нефтепродукты Ирана и Венесуэлы, а в отношении России таких санкций нет, то есть покупать российскую нефть можно — ни Европа, ни США другим это не запрещают делать, они к себе запретили импорт, но не к другим. Поэтому Индия, Китай спокойно ее приобретают, никаких санкций за это нет. А сейчас получается, что если они вообще введут запрет на перевозку как таковую, страхование перевозки, обслуживание танкеров, если те перевозят российские нефтепродукты, то это то же самое, что просто запретить кому-либо покупать российские нефтепродукты. Если у России будут затруднения с экспортом, это может вызвать довольно большой дефицит на мировом рынке. Суммарно жидких углеводородов — нефть, нефтепродукты, газовый конденсат — мы экспортируем в объеме примерно 7 млн баррелей в сутки, этого не заменить. Поэтому, может быть, страны G7, западные страны хотят по частям убрать наши углеводороды. Так как нефтепродуктов мы экспортируем меньше, чем нефти, может, они рассчитывают, что если выбить часть наших нефтепродуктов, то не такой уж сильный дефицит будет на мировом рынке. Но на практике, конечно, здесь будет сложно заставить Россию это выполнять, потому что есть теневой флот. Он как в отношении нефти, так и нефтепродуктов действует, и мы перевозим и то и другое именно теми танкерами, которые готовы попасть под санкции. Они перевозят только подсанкционные углеводороды — российские, иранские, венесуэльские, поэтому им мало что можно запретить. Это же не санкции ООН. И что они дальше будут делать? Пытаться арестовать эти танкеры, когда они будут проходить вокруг Европы? Это станет значительным повышением ставок в конфликте с Россией, и чем это закончится, непонятно. Поэтому тут два вопроса: во-первых, у нас есть флот, который готов игнорировать эти ограничения, а во-вторых, вопрос — а насколько готовы зайти далеко страны Запада, чтобы контролировать этот самый флот и выполнение этих санкций?»

По данным Reuters, Евросоюз хотел бы одобрить запрет на перевозки российской нефти западными судами вместе с более широким соглашением «Большой семерки». Агентство отмечает, что сейчас окончательное решение зависит от того, решится ли администрация Трампа оказывать давление в условиях продолжающихся переговоров по Украине.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию