Глава ЕК: никто не уйдет с саммита ЕС, пока не будет решен вопрос о финансировании Киева
Лента новостей
По словам фон дер Ляйен, вопрос об экспроприации активов России под видом «репарационного кредита» Украине остается в повестке саммита ЕС. Ранее сообщалось об обратном

Обновлено в 14:51
«Никто не уйдет с саммита ЕС, пока не будет решен вопрос о финансировании Украины». Об этом заявила глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен. По ее словам, рассматриваются два варианта поддержки Киева — за счет бюджета ЕС либо при помощи «репарационного кредита» с использованием замороженных российских активов. Ожидаются интенсивные дискуссии, но главное — обеспечить финансирование Украины на ближайшие два года, подчеркнула фон дер Ляйен.
В преддверии саммита бельгийский премьер Барт де Вевер заявил, что по ряду положений относительно использования замороженных активов России компромисс невозможен. А премьер Венгрии Виктор Орбан подчеркнул, что идея конфискации российских активов «мертвая»: по его словам, в ЕС достаточно противников этой меры, чтобы заблокировать ее на голосовании. Против этого решения, помимо Бельгии и Венгрии, выступают Словакия, Италия, Болгария, Мальта и Чехия.
Откуда в таком случае возникла решительность главы Еврокомиссии? Комментирует политолог-международник, эксперт клуба «Валдай» Андрей Кортунов:
Андрей Кортунов политолог-международник, эксперт клуба «Валдай» «Пока что есть семь стран, которые возражают против такого решения. Эта коалиция довольно рыхлая. По всей видимости, у фон дер Ляйен есть надежда, что ей удастся эту группу каким-то образом развалить или убедить двух-трех членов Евросоюза. Если это удастся, тогда можно будет все-таки принять это решение, пусть не консенсусом, но, как они говорят, квалифицированным большинством голосов. По крайней мере, можно предположить, что она пытается сделать именно это. Мы пока не знаем возможные варианты, но это будет трудно. Ясно, что каждая из семи стран имеет свои резоны для того, чтобы возражать против решения. Помимо всего прочего, это создает определенный прецедент, который, наверное, некоторые члены Евросоюза хотели бы не допустить. Я думаю, что сейчас идут очень тяжелые переговоры относительно того, какой вариант будет использован, поскольку альтернатива тоже не очень хорошая для Евросоюза. Она тоже чревата осложнениями, и финансовыми, возможно, даже и политическими для некоторых стран этой группы, с учетом того, что сейчас во главе большинства государств Евросоюза стоят очень хрупкие политические коалиции. Нельзя полностью исключить вероятность. Это решение может спровоцировать политический кризис и даже привести к смене правительств в одной или нескольких европейских странах».
Как пишет Financial Times, после слов российской стороны об ответных действиях Москвы в случае конфискации активов европейские страны всерьез задумались о последствиях.
«Хотя почти 2 тысячи иностранных компаний ушли из России или сократили свою деятельность, более 2,3 тысячи продолжают работать, в их числе австрийский Raiffeisen и итальянский «Юникредит». Оба получили в последние годы значительную прибыль, суммарно 19,5 млрд долларов, но не могут вывести эти средства из России. Как ранее заявил гендиректор «Юникредит» Андреа Орчел, банк не планирует уходить из России, несмотря на то что у него там застряло около 3,5 млрд евро. Вероятно, поэтому итальянское правительство поддержало решение ЕС о бессрочном замораживании российских активов, но и выразило обеспокоенность по поводу потенциальных рисков использования их для финансирования Украины. Как можно думать, что фактическое воровство чужих денег не приведет к дальнейшей катастрофе? Россия почувствует себя вправе конфисковать все иностранные активы, заявил итальянский сенатор Клаудио Борги. Конфискация может затронуть западных инвесторов, которые владели ценными бумагами российских компаний, а также западные компании, имеющие доли в российских корпорациях или осуществляющие деятельность в стране. Козырь России в данном случае в том, что она может конфисковать все очень быстро, в отличие от Европы. Иностранные дивиденды и купоны хранятся в России на счетах типа С. Один только Сбербанк в прошлом году выплатил около 25% своих дивидендов за 2024 год в размере почти 800 млрд рублей на счета типа С. Эти суммы продолжают накапливаться, несмотря на то что многие западные компании списали эти инвестиции».
Как заявил премьер Бельгии Барт де Вевер, говоря о возможной конфискации активов российского ЦБ, Брюссель не намерен прыгать один: «Если прыгаем с парашютом, то все вместе». По его словам, ЕС должен гарантировать Euroclear, что немедленно предоставит средства для возвращения активов России, если возникнет необходимость.
ЕС, как отмечает Politico, разделился на два лагеря из-за споров о российских активах. Часть стран за их использование, другая часть — за совместные заимствования стран ЕС. Комментирует старший научный сотрудник Института европейских исследований МГИМО МИД России Артем Соколов:
Артем Соколов старший научный сотрудник Института международных исследований МГИМО МИД России «Сегодняшний саммит ЕС вряд ли закончится решением по экспроприации российских активов. На это указывает резко негативная позиция в отношении данного решения со стороны значительного числа стран ЕС, среди которых не только сравнительно небольшие государства, такие как Словакия или Мальта, но и такие крупные страны, как Италия. Кроме того, значительное число противников такого решения есть и внутри тех государств, которые формально выступают за это решение, в том числе это касается и Германии, которая в последнее время здесь проявляет наибольшую активность как государство, поддерживающее перспективу экспроприации российских активов. В любом случае должен принять конкретное решение по формату дальнейшего финансирования Украины. Наиболее вероятным путем решения данного вопроса будет являться поиск непростого компромисса, который означал бы распределение финансового бремени, поиск неочевидных механизмов выделения средств для финансирования Украины. Но так, чтобы российские активы не были в рамках данного процесса затронуты, поскольку наряду с противодействием значительного числа европейских государств есть и непреклонная позиция Москвы, которая неоднократно давала понять, что данное решение будет, во-первых, рассматриваться как неприкрытое воровство, а во-вторых, это решение будет иметь ответные шаги с российской стороны в судебном порядке и в отношении той европейской собственности, которая остается в России. Имея в виду и работающие компании, и другие возможные активы, и ответ этот может быть достаточно чувствительным для ЕС. Какое-то решение здесь увидим, оно, вероятно, будет более скромное в количественном отношении. Сумма, которая будет согласована, вероятно, будет меньше тех 217, если не ошибаюсь, миллиардов, о которых идет речь, имею в виду российские активы. Те средства, которые будут выделены, они, с точки зрения европейцев, будут достаточны, чтобы какое-то время на горизонте года хотя бы поддержать украинскую государственность на плаву».
Евросоюз, если так и не сможет принять решение о предоставлении финансирования Киеву, понесет репутационные риски, отмечает британский телеканал Sky News. В этом случае ЕС может стать еще менее значимым участником мирных переговоров.
The Washington Post со ссылкой на источники утверждает, что США сообщили Европе, что сами хотели бы использовать замороженные российские активы в рамках урегулирования украинского кризиса. Это «создает угрозу столкновения с европейскими лидерами», отмечает издание.
Рекомендуем:




Рекомендуем:

























