16+
Понедельник, 19 января 2026
  • BRENT $ 64.10 / ₽ 4989
  • RTS1114.20
19 января 2026, 19:36 Политика

Дания пропустит экономический форум в Давосе из-за притязаний США на Гренландию

Лента новостей

Гренландский вопрос, вероятно, окажется самой горячей политической темой на предстоящем экономическом форуме в Давосе. Дания форум пропустит, Европа обещает США пересмотреть соглашение о трансатлантическом сотрудничестве, Трамп угрожает европейцам пошлинами. Сможет ли объединенная Европа противостоять США?

Фото: GIAN EHRENZELLER/EPA/TASS

Обновлено в 20:54

Дания не направит свою делегацию на Всемирный экономический форум в швейцарский Давос из-за текущих отношений с США, связанных с притязаниями Дональда Трампа на территорию Гренландии.

Европейские страны заявляли о солидарности с Данией и о несостоятельности американских территориальных претензий. А Трамп написал, что с 1 февраля в отношении Дании, Норвегии, Швеции, Франции, ФРГ, Великобритании, Нидерландов и Финляндии он введет пошлину в 10% на все отправляемые в США товары. Как будут действовать европейцы и не ушла ли на второй план Украина? Мнение эксперта Российского совета по международным делам, автора телеграм-проекта «Внешпол» Алексея Наумова:

Алексей НаумовАлексей Наумовэксперт Российского совета по международным делам, автор телеграм-проекта «Внешпол»«Безусловно, у Европейского союза нет рычагов давления на Дональда Трампа. Как раз ситуация с Гренландией очень ясно показывает, что у Брюсселя нет методов, которые будут эффективны против Дональда Трампа, не вызовут его гнев и не рискуют привести к его отказу от всякого рода поддержки Украины, в том числе разведданными и даже продажей оружия через ЕС. Так что европейцы будут находиться в состоянии этого раздрая, искать новый способ взаимодействия с Дональдом Трампом, потому что их предыдущий способ не сработал. Они полагали, что умасливание вкупе с затягиванием наиболее неудобных предложений Дональда Трампа может склонить его на их сторону. Они полагали, что Трамп подвержен влиянию последнего человека, с которым он общался. Но по факту мы видим, что у него есть стратегия, которая хоть и сопровождается порой противоречивыми заявлениями, но сама довольно последовательна. Украинский кризис отходит на второй план, потому что ЕС хотел поддерживать свою периферию, а в итоге оказывается, что он не может поддержать страну, которая входит в состав Европейского союза. Кроме того, мы видим, что всякого рода гарантии Дональда Трампа могут и не быть никакими гарантиями. Он может поменять свое мнение, если это не будет, с его точки зрения, отражать интересы США, а это не отражает, с его точки зрения, интересы США. Конфликт с Россией не является для Дональда Трампа желательным, наоборот, желательным является как минимум нейтралитет, как максимум — примирение, потому что это, как считает президент США, может зафиксироваться в дальнейшем, когда он уже уйдет от власти. Поэтому я думаю, что Украина здесь играет не очень удачной колодой. Как сказал американский президент, у Зеленского карт нет, единственная его надежда — это сам Дональд Трамп. А он считает, судя по последним заявлениям, именно Зеленского виновным в затягивании конфликта. Я думаю, что контакт делегаций возможен, но в рамках этого контакта скорее Дональд Трамп будет говорить, а украинцам будет предложено слушать, а не наоборот».

По данным Financial Times, страны ЕС рассматривают введение ответных пошлин на американские товары на сумму 93 млрд евро, чтобы дать европейским лидерам рычаги влияния на встречах с президентом США в Давосе.

Есть ли рычаги влияния у Европы? Комментирует президент Ассоциации евроатлантического сотрудничества Татьяна Пархалина:

Татьяна Пархалина Татьяна Пархалинапрезидент Ассоциации евроатлантического сотрудничества«Конечно, они против аннексии морально и решительно настроены. До какой степени они готовы пойти на повышение тарифов в отношении американских товаров, пока непонятно. На этой неделе должен утверждаться тот договор, та сделка, которую они заключили в Шотландии в конце июня прошедшего года. Явно дискриминационная, за счет Европы, когда Европа за снижение тарифов обязалась купить у Соединенных Штатов энергоносителей на 750 млрд евро. Как парламент среагирует, мы пока еще не знаем. Но пока раздаются решительные заявления только. Был призыв Макрона использовать вот тот инструмент, который разрабатывался в 2023 году, и против Китая, надо сказать, разрабатывался и не был применен, а сейчас, может быть, будет применен против бывшего союзника, то есть Соединенных Штатов. Макрон грозит этим. Европейцы в шоке, они не ожидали подобного развития событий. Конечно, они не понимают глубины кризиса трансатлантических отношений, и они не хотят понять, что той атлантической солидарности, которая существовала с 1949 по 2025 год, ее более нет. НАТО пока существует де-юре, но де-факто то, на чем зиждилась НАТО, то есть солидарность и разделяемые ценности и интересы, этого уже больше нет. Европейцы пока к этому не готовы, они не готовы к тому, чтобы удалять американские базы с европейской территории, потому что все те разговоры о создании европейской армии и о создании европейской опоры, что называется, евроатлантической безопасности, они до сих пор ни к чему серьезному не привели. Но сейчас они стоят перед выбором — либо они останутся за столом переговоров как активный актор, либо они будут на столе переговоров в виде пищи».

Между тем пока, кроме заявлений и выражений обеспокоенности, конкретных действий нет. Немецкие военные и два военнослужащих Норвегии уже покинули Гренландию.

Дания вечером 19 января усилит военное присутствие в Гренландии, пишет The Guardian. В рамках учений в одном из поселков острова ожидается прибытие «значительного» числа военнослужащих во главе с командующим сухопутными войсками.

Тем временем Служба военной разведки Дании посоветовала властям страны отказаться от использования наушников с Bluetooth и AirPods из-за риска прослушки. Датский портал Radar пишет, что злоумышленники или иностранные спецслужбы могут получить доступ к устройствам и перехватить данные.

В целом, у местного населения Дании настроения спокойные, ситуация с Гренландией их не особо беспокоит, рассказывает житель Копенгагена Александр Декан:

— Все считают Трампа немножко психически нездоровым. Никто серьезно его не воспринимает, это людей, я бы сказал, не беспокоит. Даже если Гренландию заберут, чего страшного не произойдет. Думаю, если заберут Гренландию, еще сильнее протесты будут. Тут такое общество, что представлены все точки зрения, но в среднем люди более центрированные. То есть это не главная проблема.

— Отношение к происходящему с момента, когда Трамп начал говорить о Гренландии, изменилось к сегодняшнему моменту?

— Сразу было мнение, что все, что говорит Трамп, — это полная чушь.

— Сейчас протестов нет или они продолжаются?

— Был один большой протест на выходных. Событие было довольно объемное. Но Дания известна тем, что здесь постоянно какие-то протесты. До этого были акции, например, мол, давайте не будем есть мясо. Сейчас протесты против Америки: Гренландия наша, Америка, руки прочь. Я думаю, что в следующие выходные тоже будет протест, потому что до сих пор ситуация освещается в новостях. Я тоже бы сходил, просто интересно, что там происходит.

— Протесты мирные, пойти туда не опасно?

— Да, в Дании вообще всегда мирные протесты, никаких беспорядков никогда не происходит. И на протесты в основном выходят люди пожилого возраста. Я так понимаю, это способ развлечься. Вдобавок чем старше человек, тем больше он здесь включен в политику. Молодые люди не так сильно включены в политику.

— Насколько Гренландия от датчан ментально далека?

— Недавно тоже был скандал, были протесты против датского правительства в самой Дании. В Гренландии Дания устроила что-то вроде геноцида в прошлом веке, когда из-за высокой частоты педофилии начали делать стерилизацию некоторым девочкам. Соответственно, правительство Дании пыталось защитить людей Гренландии, в итоге испортили жизнь большому количеству людей. То есть у Гренландии и Дании исторически сложные отношения. И Гренландия довольно далеко находится от Дании, это что-то вроде Камчатки в России.

Будут ли европейцы удовлетворены, если Трамп в вопросе Гренландии решит ограничиться правами по использованию территории острова для оборонных нужд? Мнение заведующего отделом страновых исследований Института Европы РАН Владислава Белова:

— Европейцы сами виноваты, что начиная с весны постоянно уступали Трампу. Требования Трампа, тарифные прогибания под политику Вашингтона в конце июля, закрепление договоренностей, абсолютно невыгодных для Европейского союза, плюс включая Британию. Говорим в первую очередь про Евросоюз относительно тех обязательств, которые Европа, в скобках Евросоюз, взяла перед США в отношении закупки углеводородов, в первую очередь СПГ, в отношении прямых инвестиций, в отношении закупок продукции ВПК, чипов и так далее. Трамп на белом коне. Поэтому сейчас европейцы понимают, что существенно уступили до Гренландии во многих вопросах, в том числе по конфликту вокруг Украины, и теперь начинают пытаться что-либо противопоставить. Ну давайте не будем ратифицировать соответствующее соглашение, параметры которого были достигнуты к третьей декаде августа прошлого года, — ну давайте. К чему это приведет — приведет только к ответной реакции Трампа. Десятипроцентные пошлины — тоже вопрос, потому что говорят, что автомобильная промышленность сразу вздрогнула. Относительно экономики я не вижу какой-либо эффективности по поводу 93 млрд евро, которыми якобы ЕС готов ударить по США. Европейцы прекрасно понимают, что это обоюдоострое оружие, и непонятно, кто больше пострадает. Это начало того конфликта, которого хотели избежать в конце июля прошлого года.

— Все-таки, если Трамп ограничится правами по использованию территории острова для оборонных нужд, не расширяя, скажем, полномочиями административными свои права и возможности, Европа проглотит такую пилюлю?

— Это один из вариантов развития событий, тем более что все уже прогнулись под требования Трампа. Если мы берем Германию, 3,5% в перспективе — это отношение так называемых оборонных расходов к ВВП плюс 1,5% через инфраструктурные и прочие цели. То есть здесь Трамп уже добился своего, то есть что-либо еще предложить Трампу в этом плане Европе очень сложно, потому что Трамп будет требовать уступок, в этом проблема.

Ранее Трамп написал в своей соцсети, что НАТО уже 20 лет говорит Дании о необходимости «убрать российскую угрозу от Гренландии». «Дания ничего не смогла с этим поделать. Теперь это будет сделано», — написал Трамп. Он заявил, что раз не получил Нобелевскую премию мира, то «больше не чувствует обязанности думать только о мире» и хочет получить Гренландию. Об этом президент США написал премьеру Норвегии, письмо опубликовал журналист PBS News Ник Шифрин.

На передовицах зарубежной прессы — заявления Трампа вокруг Давоса, по Гренландии и реакция европейцев на них. Дания решила не ехать на форум в Давосе, потому что там будет Трамп, претендующий на Гренландию, пишет Bloomberg.

Германия заявляет, что Трамп перешел все границы, пригрозив Европе пошлинами из-за поддержки Дании в защите острова. По словам министра финансов Германии Ларса Клингбайля, «мы постоянно сталкиваемся с новыми провокациями, с новым антагонизмом, которого добивается президент Трамп, и здесь мы, европейцы, должны ясно дать понять, что предел достигнут».

Немецкий журнал Bild называет заявления Трампа о Гренландии «безумными» и констатирует: за резкой формулировкой скрывается серьезная проблема для Европы. По данным таблоида, в Брюсселе обсуждаются различные варианты давления на США, включая использование американского госдолга и финансовых механизмов. Однако европейские чиновники полны опасений, что такие резкие шаги нанесут ущерб прежде всего самой Европе, которая глубоко интегрирована в долларовую систему.

Британская The Guardian отмечает, что борьба за Арктику — это не только вопрос территорий, но и контроль над будущими логистическими маршрутами и редкоземельными ресурсами. Новые возможности, которые дарит Гренландия, могут изменить баланс сил в мировой экономике.

Французская Le Monde пишет, что Арктика становится зоной «нового геополитического эгоизма» и США предпринимают резкие действия, все меньше оглядываясь на союзников и все меньше ориентируясь на их мнение. По версии Le Monde, Евросоюз пока не выработал единой стратегии в Арктике и вынужден реагировать постфактум на инициативы Вашингтона.

Британская The Times обращает внимание на реакцию Берлина на споры вокруг Гренландии. Берлин, по данным газеты, не рассматривает вариант закрытия американских военных баз на своей территории, включая крупнейшие объекты в Рамштайне и Штутгарте, несмотря на предположения о возможных радикальных шагах. Вместо этого в Берлине обсуждается возможность повышения арендных платежей за размещение военной инфраструктуры США — такой шаг позволил бы Берлину показать свое недовольство действиями Вашингтона. Такое поведение немцев The Times называет «духом сдержанного сопротивления».

В колонке для The Washington Post журналист Саймон Никсон перечисляет резкие реакции европейских лидеров на заявления Трампа о Гренландии по причине того, что требования американского лидера «представляют собой вопиющее посягательство на самые заветные принципы международного порядка, основанного на правилах». «Однако глубина эмоциональной реакции также отражает то, насколько агрессия Трампа выявила собственную слабость Европы», — отмечает он. Как всегда в Европе, задача будет заключаться в том, чтобы выработать единую позицию, а сейчас ее нет, констатирует Саймон Никсон, добавляя, что европейцы надеются на раскол во внутренней политике США после вероятного проигрыша республиканцев на выборах в конгресс в ноябре этого года.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию