16+
Понедельник, 9 февраля 2026
  • BRENT $ 67.59 / ₽ 5208
  • RTS1118.33
9 февраля 2026, 03:10 Общество

Станут ли учителя читать чужую переписку. Комментарий Георгия Бовта

В Татарстане предложили родителям сообщить в школу об аккаунтах детей в соцсетях

Лента новостей

Предложение об усилении цифрового контроля за поведением подростков в соцсетях возникло после серии жестоких нападений в школах, и бороться с этим надо. Правда, есть сомнения в эффективности именно такой меры: непонятно, кто, когда и как будет проводить такой мониторинг

Георгий Бовт.
Георгий Бовт. Фото: Михаил Фомичев/ТАСС


В Татарстане в целях борьбы с буллингом и ради защиты детей от деструктивного контента Минобр вышел с инициативой усилить мониторинг цифрового пространства учеников 5-11-х классов. В ведомстве подчеркивают, что заполнять разосланные родителям и ученикам анкеты нужно только по желанию. Предлагается заполнить онлайн-таблицы и указать в них ссылки на личные аккаунты детей в соцсетях, в том числе и тех, что в России заблокированы. Также родителям предлагают подписать бумажные бланки согласия на эту процедуру. Как расценить эту меру?

Предложение об усилении цифрового контроля за поведением подростков в соцсетях возникло после серии жестоких нападений в школах. Считается, что к этому могла привести травля в онлайне и офлайне — так называемый буллинг — и вообще бесконтрольное блуждание подростков в цифровом мире. Так что цель сама по себе благая. Надо же что-то делать. Правда, есть сомнения в эффективности именно такой меры. Начать с того, что учителям проводить эту работу будет хлопотно и трудоемко. А чтобы попасть на страницу ученика в одной из запрещенных соцсетей — а таковых запрещенных у нас далеко не одна, — нужен VPN. Причем платный, бесплатные давно уже «зарубили». Эти платежи кто-то собирается финансировать, кстати?

Слежение за деструктивным контентом и его распространителями — это задача все-таки не столько учителей, сколько спецслужб. Ну еще американские консульства требуют раскрыть им аккаунты в соцсетях, а то визу не дадут. Некоторые представители спецслужб, кстати, считают, что белорусский опыт, где практически все, что у нас заблокировано, свободно работает, и небо от этого на землю не упало, куда эффективнее в борьбе с так называемым деструктивом. Поскольку выявлять и пресекать его легче в открытом информационном пространстве, а не в дебрях VPN, которым научились пользоваться и школьники. А вот то, что учителя настолько же продвинуты в обходе блокировок, — далеко не факт. И откуда у них найдется дополнительное время, чтобы мониторить соцсети десятков человек, да еще наверняка отчеты заставят писать. Они и так от этих отчетов головы не поднимают.

Предсказуемым результатом этой инициативы станет бессмысленная игра в «кошки-мышки» в соцсетях. Сдал учителям один никнейм, тут же завел себе другой. Подростки найдут способ остаться анонимными, еще и состязание начнется по части конспирации между подростковыми группами. Огромный ущерб будет нанесен юношеской психике и, как следствие, отношениям детей и взрослых. Подростки крайне болезненно относятся к вторжению в их личную жизнь. Они чаще делятся своими секретами и переживаниями с близкими друзьями, но не с родителями. Перед учителями они тем более не будут устраивать «душевный цифровой стриптиз». А то, мол, говорят, что ищут деструктивный контент, а сами начнут читать вслух в учительской романтическую переписку, подумает подросток. Скажите, что он не прав?

Соцсетью «ВКонтакте» было проведено любопытное социсследование. Выяснилось, что более 40% подростков не делятся секретами и переживаниями даже с родителями. Треть считают, что из-за контроля со стороны родителей, который подростки почти всегда считают излишним, у них портятся с ними отношения. При этом три четверти родителей беспокоятся, что их дети могут контактировать с подозрительными людьми, а почти половина уверены, что ребенок точно что-то скрывает. Остальные не думают, что скрывает, но на самом деле они, скорее всего, ошибаются. Основная причина скрытности — страх ссор, осуждения и наказания (47% опрошенных) или непонимание (44%). Девушки в основном не рассказывают родителям о своем настроении, а юноши, как правило, не спешат раскрывать итоги своей успеваемости. И вы хотите, чтобы те, кто и перед родителями не готов раскрыться, откроет свою «цифровую подноготную» перед учителями, за спиной которых будет угадываться «гражданин полицейский»? К тому же многие телефоны зарегистрированы не на ребенка, а на родителей. Получается, школьные учителя будут иметь доступ к конфиденциальной информации взрослых?

Современные подростки буквально живут в соцсетях, дети начинают пользоваться интернетом, начиная с четырехлетнего возраста. К 11 годам им пользуются уже 99%, свой смартфон есть у почти 80% подростков. Обходить блокировки дети умеют тоже с раннего возраста: почти пятая часть пятилетних детей (18%) пользуются VPN сами или с помощью взрослых. К 16 годам у четверти подростков уже есть собственный блог как средство общения как с миром, так и с узким кругом друзей.

Внимательно следить за тем, что творится в соцсетях, разумеется, надо. Но, во-первых, со стороны. Во-вторых, силами не затурканных учителей, а спецслужб. В-третьих, убрав ненужные блокировки и запреты — в том числе для облегчения мониторинга и анализа контента. Слишком назойливое и тем более принудительное ущемление прав подростков на личную переписку будет не только воспринято ими болезненно, но и может вызвать даже еще более агрессивную реакцию. И еще большее отчуждение от тех, кто пытается такими методами сеять разумное, доброе, вечное. По-своему честнее, наверное, было бы вовсе ограничить пользование соцсетями подросткам до определенного возраста. Как уже сделано в Австралии и собираются сделать в ряде стран Европы. Правда, тут опять встанет проблема администрирования ограничений. Многие ведь еще со школы помнят приписываемую Салтыкову-Щедрину фразу: «Строгость российских законов смягчается необязательностью их исполнения».

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию