16+
Понедельник, 16 февраля 2026
  • BRENT $ 67.88 / ₽ 5240
  • RTS1132.99
16 февраля 2026, 02:15 Политика

Переговоры в Женеве не выглядят перспективными. Комментарий Георгия Бовта

МИД РФ назвал внешнее управление на Украине возможным вариантом урегулирования

Лента новостей

Предстоящие переговоры если и принесут какой-то тактический результат — скажем, в виде нового обмена пленными — в плане долгосрочного урегулирования обречены как раз на безрезультатность, отмечает политолог

Георгий Бовт.
Георгий Бовт. Фото: Михаил Фомичев/ТАСС

Россия готова обсудить с США, европейскими и другими странами возможность введения в Киеве временного внешнего управления. Об этом заявил замминистра иностранных дел РФ Михаил Галузин. Такой шаг позволит провести на Украине демократические выборы, привести к власти дееспособное правительство, с которым можно подписывать полноценный мирный договор и легитимные документы о будущем сотрудничестве, считают в МИД.

Эту идею выдвинул Владимир Путин еще в марте 2025 года, и сейчас она «является одним из возможных вариантов», напомнил Галузин. Он добавил, что Россия будет готова пойти на однодневное прекращение огня во время проведения выборов в Украине.

Идея внешнего управления, предложенная Владимиром Путиным год назад, с тех пор ни разу не поднималась. Ее тогда же отверг Дональд Трамп. Так что не очень понятно, почему Галузин говорит о ней как об «одном из возможных вариантов», если уж переговоры по урегулированию идут на основе так называемого мирного плана Трампа, который, впрочем, официально не публиковался, а ранее МИД РФ сообщал, что в полном виде он и Москве представлен не был. Вряд ли «внешнее управление» также является частью неких неформальных договоренностей Путина и Трампа в Анкоридже. Возможно, эти слова Галузина следует воспринимать в увязке с его же заявлением о том, что переговорные позиции Москвы ужесточились. Путин это обещал после атаки в конце декабря дронов ВСУ на Новгородскую область, где находится его резиденция. Однако Галузин не разъяснил, в чем именно состоит нынче ужесточение.

В свою очередь, Владимир Зеленский накануне переговоров в Женеве обозначил примерно те же «красные линии Киева», что и год назад. Признав, что США требуют от Украины пойти на односторонние уступки, Зеленский заявил, что из Донбасса он уходить не хочет по-прежнему. Максимум готов на создание там свободной экономической зоны, но под украинской юрисдикцией. Помимо этого, Киев требует еще до прекращения огня предоставления ему юридически оформленных гарантий безопасности от США — на уровне не менее 5-й статьи Договора НАТО. И на 30 лет. Напротив, Трамп настаивает, чтобы сначала была заключена мирная сделка между Москвой и Киевом, а потом будут гарантии США. При этом Америка совсем не против того, чтобы эта сделка состоялась именно ценой территориальных уступок со стороны Украины.

Некоторые представители Киева анонимно намекают, что ВСУ могли бы даже уйти из Донбасса, но при условии, что мирное соглашение будет вынесено на украинский референдум, совмещенный с президентскими выборами. Учитывая настроения украинского общества, на таком референдуме формула «мир в обмен на территории» будет отвергнута. Сам же Зеленский не допускает и таких уступок, предлагая, чтобы проведению выборов — а возможно, и референдума — предшествовало бы двухмесячное прекращение огня. На что Москва, разумеется, сейчас не пойдет. Как вряд ли пойдет она, пока стоят холода, на энергетическое перемирие, которое ей вроде бы снова собирается предложить украинская делегация в Женеве.

Зеленский, проведя в Мюнхене встречу с госсекретарем США Марко Рубио и созвонившись со спецпосланниками Трампа Стивом Уиткоффом и Джаредом Кушнером, добавил новую «вводную» касательно встречи в Женеве, сообщив, что там обсудят в том числе работу мониторинговой миссии в случае прекращения огня.

Уиткофф и Кушнер примут участие в этих переговорах. С высокой вероятностью их присутствие повлияет на поведение участников переговоров, заставив их демонстрировать перед лицом посланников Трампа предельную конструктивность, насколько это возможно. Другое дело, что пределы этой конструктивности весьма ограничены на фоне отсутствия признаков компромисса по главным вопросам, в том числе территориальному. Обсуждать подробно работу мониторинговой миссии на случай прекращения огня — это «ставить телегу впереди лошади», поскольку Москва не раз заявляла, что не пойдет на прекращение огня, пока не будут согласованы все основные пункты мирного соглашения.

Кроме того, насколько известно, технические вопросы соблюдения режима прекращения огня уже обсуждали на предыдущих раундах переговоров в Эмиратах, когда российскую делегацию возглавлял начальник ГРУ Генштаба адмирал Костюков. Его замена на Владимира Мединского может быть еще одним сигналом об ужесточении позиции Москвы. В ходе прошлогодних двух безрезультатных раундов переговоров в Стамбуле помощник президента вел себя довольно жестко, обещая украинцам, что каждый следующий раунд переговоров, в случае несогласия с российскими условиями, принесет условия еще хуже. В Киеве фигура Мединского вызывала повышенное раздражение, особенно со стороны самого Зеленского. Возможно, на это и расчет. Смена Костюкова на Мединского отчасти могла быть продиктована тем, что незадолго до этого состоялось покушение на заместителя Костюкова — генерала Алексеева. И в организации этого покушения Москва обвиняет как раз украинские спецслужбы.

Европа за столом переговоров в Женеве будет отсутствовать по-прежнему. Выступления европейских лидеров на Мюнхенской конференции по безопасности свидетельствовали о том, что «ястребиная» позиция по отношению к Москве сохраняется. Только что — в рамках встречи в формате «Рамштайн» — европейцы договорились выделить Киеву еще 38 млрд долларов только военной помощи в текущем году. Что отнюдь не мотивирует Киев идти на уступки Москве. Да и многие европейцы откровенно говорят о заинтересованности в продолжении боевой фазы конфликта — с целью прежде всего экономического и военного истощения России. Так что предстоящие переговоры в Женеве если и принесут какой-то тактический результат — скажем, в виде нового обмена пленными — в плане долгосрочного урегулирования обречены как раз на безрезультатность.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию