16+
Воскресенье, 22 февраля 2026
  • BRENT $ 71.68 / ₽ 5501
  • RTS1141.28
22 февраля 2026, 13:56 Общество

В России перепроизводство молока, но цены падать не будут

Лента новостей

На складах скопилось больше 73 тысяч тонн нереализованного стерилизованного молока, что на 9% больше, чем годом ранее. При этом участники отрасли отмечают, что в стране нет перерабатывающих мощностей, чтобы быстро сделать из этого молока другие продукты, а производители не торопятся снижать цены, опасаясь неожиданностей на рынке

Фото: Антон Вергун/ТАСС

Рекордное перепроизводство сырого молока возникло на российском рынке по итогам прошлого года, о чем производители рассказали «Известиям». На складах скопилось больше 73 тысяч тонн нереализованного продукта, что на 9% больше, чем годом ранее.
К затовариванию привел рост импорта молочных продуктов из Белоруссии, а также низкий спрос на внутреннюю продукцию.

Продолжает независимый эксперт FMCG рынка Александр Анфиногенов:

Александр Анфиногенов независимый эксперт FMCG рынка «Лет 10 чуть более назад была сильная проблема — было много фальсификата на рынке молока и молочной продукции. Тогда это все переросло ряд действий со стороны государства, в том числе и появился «Честный знак», и молочка начала так бодро выправляться. Предприятия, которые производят молоко, ожили, начали заниматься развитием поголовья. И вот здесь бы включиться регулятором министерству сельского хозяйства. Но все это стихийно развивалось на уровне того, что вот дефицит такой будет бесконечен, а он оказался не бесконечен. У нас за прошлый год получилось, по словам того же Минсельхоза, что зафиксировали рекорд по молоку. И этот рекорд привел к тому, что молока стало больше, чем в принципе требуется рынку с одной стороны, с другой стороны, производители или переработчики задержали это молоко, не стали сбрасывать, уменьшать цену. Решили подождать, что зимой это молоко поднимется в цене, потому что, ну, кормовая база ухудшается зимой, молоко и хуже, и меньше. Тоже перегрели эту ситуацию. И вот сейчас получается, что молока скопилось больше, чем нужно рынку, его бы сейчас отправить бы в переработку, но у нас нет таких переработчиков, которые могли бы в быстром темпе из такого количества молока сделать долгосрочный какой-нибудь там йогурт или творог, или там сыр. Потому что там масса есть возможностей, что сделать можно из стерилизованного молока. Но пока это вот дело все зависло. По законам капитализма, если есть переизбыток какой-то продукции, то цены должны падать, но цены не падают, потому что все выжидают, потому что этот год только начался. И что будет с горючкой, что будет с логистикой, что будет вообще в целом с продуктами питания по рынку, непонятно. Все как бы выжидают. В этом ожидании эта ситуации и возникла. Скорее всего, здесь нужно расшивать историю министерству сельского хозяйства в первую очередь. Ну и, может быть, ФАС тоже подключиться, почему цены не двигаются вниз».

Несмотря на затоварование, розничные цены на молоко выросли за год почти на 20%, до 96 рублей за литр, следует из данных Росстата, пишут «Известия». А вот закупочные цены для производителей с октября прошлого года обвалились до 20 рублей за литр. Такую динамику показали сразу несколько регионов — Свердловская область, Алтайский край, Нижегородская область, Удмуртия и Краснодарский край.

Из-за подорожания производства заводы вынуждены продавать молоко дешевле своей себестоимости. Чтобы компенсировать убытки, переработчики покупают сырье по низкой цене, но готовую продукцию продают дороже. В итоге для покупателей становится выгоднее белорусская импортная молочка, а спрос на российскую падает. Фермеры терпят убытки — в начале этого года рентабельность резко упала — вслед за падением цены на сырое молоко в среднем на 20%.

Продолжает директор крестьянского-фермерского хозяйства «НИЛ» Светлана Преображенская:

Светлана Преображенская директор крестьянского-фермерского хозяйства «НИЛ» «Начиная с 2024 года закупочные цены на молоко поднялись на 35%. То есть это было значительное подорожание. Но ретейл цены не поднял — максимум на 7-8%. Поэтому все перерабатывающие предприятия вот эти два года работали фактически в убыток себе, чтобы удержать рынок, и потихоньку поднимали цены. И сейчас, когда продажные цены достигли максимума, упал спрос потребления молочных продуктов, потому что цена стала как бы для покупателя не совсем доступна. И, естественно, так как упало потребление, то и заводы стали меньше покупать молока. То есть рынок откатился назад. И сейчас вот эти качели: цены перевалили именно в сторону уменьшения закупочной цены на молоко. Но, естественно, никто свою продажную цену не собирается опускать, потому что переработка хотела бы вернуть то, что она потеряла за эти два года. Плюс НДС, который поднялся до 22% на все расходные материалы, — он тоже сыграл свою роль. Поэтому цена падать не будет, так как эти два года были очень провальны. Цены будут потихоньку расти, потому что они еще не сбалансировались. Я, допустим, свою экономику считаю: у нас закупочная цена откатилась почти на 5 рублей. Это много, но, естественно, она даже не компенсировала те минусы, которые были до этого. Транспортные расходы очень выросли. А все, сейчас любая переработка — она на доставке».

При этом небольшие хозяйства не видят переизбытка молока. Проблема для них в том, что весь рынок заняли крупные переработчики. Они и диктуют цены фермерам, покупая у них товар по заниженной цене, сильно меньше себестоимости. Продолжает глава крестьянско-фермерского хозяйства Лариса Пухлякова:

— За последние два года очень много молочных ферм закрылось в Ленинградской области. Связано это со многими вещами: все растет в ценах — я имею в виду сопутствующее. Электроэнергия, тара, моющие средства. Все, что нужно для производства, все растет. Это первое. Цену на молоко мы поднять не можем. Наоборот, она сейчас упала. Избытка нет, просто молокозаводы большие с прошлого года стали плохо брать молоко у фермеров, потому что у них там... Ну они сухого много завезли, так скажем. Вот и все. И они роняют цену. Ну, в общем, мы как-то выживаем.

— А то, что закрылось вот такое количество, — дефицит создался или нет?

— Если молокозаводы начнут брать, будет дефицит. Большие заводы по переработке молока, крупные производители, переработчики, вернее, так скажем. Если они начнут брать молока много, как вот они раньше брали, молока не хватает мелким производителям. Вот сейчас они мало берут, потому что у них есть сухое.

— А упали цены на сколько?

— Ну они не упали. Это диктуют заводы, которые перерабатывают молоко. Вот они начинают диктовать цену. Себестоимости молока сейчас меньше 55 рублей за литр нету — вот на выходе с фермы. А заводы вот эти начинают предлагать цену дешевле — и по 30 рублей. Ну вот почему, я говорю, и закрываются даже фермы.

— А вы как вот выживаете?

— Мы маленькая ферма, мы выживаем. Мы доим, перерабатываем, поэтому и выживаем. Сами перерабатываем.

— А у вас что с ценами?

— Мы подняли тоже.

— Сильно?

— Да нет. Попробуй только подними-ка сильно. Оптом у нас вообще для магазинов недорогая цена — меньше 100 рублей за литр. А ведь это 55 рублей себестоимость молока на выходе, плюс пастеризация, бутылка, этикетка, пробка, работа. Вы представляете, сколько туда? Так еще «Честный знак», «Меркурий»... Это все стоит денег. «Честный знак» на нас сейчас очень лег — много денег мы платим за «Честный знак».

— Это опт. А розница?

— 140 рублей за литр.

В Минсельхозе отметили, что молочная отрасль в последние пять лет стабильно показывает положительную динамику. К 2030 году ведомство ожидает увеличения производства до 38,5 млн тонн.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию