Американские табачные компании избежали штрафа в $280 млрд
Лента новостей
Верховный суд США отказался от слушания дела по иску государства к крупнейшим табачным компаниям
Американские табачные компании избежали выплаты 280-миллиардного штрафа. Верховный суд США отказался от слушания дела по иску государства к крупнейшим табачным компаниям. Таким образом, производители табака, скорее всего, окончательно выиграли дело, тянувшееся более 10 лет. По словам экспертов в России невозможно себе представить даже появления такого иска - табачное лобби в нашей стране имеет практически непоколебимые позиции.
Информация о решении Верховного суда существенно повысила стоимость акций крупнейших табачных компаний. Altria прибавила 3,25 %, а Reynold American - свыше 4%. Администрация президента Билла Клинтона начала этот процесс еще в 1999 году. Идея предъявить иск табачным компаниям не от отдельной жертвы курения, а от штата, пришла в голову адвокату Ричарду Скраггсу. Он сам заработал более $1 млрд, помогая американским штатам добиться выплаты производителями сигарет компенсации ущерба, нанесенного здоровью населения. Мировое соглашение, заключенное в 1998 году, обязало табачные компании выплатить истцам $246 млрд. Не менее успешно в штатах заканчиваются иски к производителям табака и от частных лиц. Одна только компания Philip Morris выплатила по частным искам более 150 миллиардов долларов.
Первый судебный процесс в России «курильщик против табачной компании» стартовал в марте 2001 года. Петербургский пенсионер Иван Прокопенко подал иск на табачную фабрику «Петро», принадлежащей японскому концерну JTI. Ущерб, нанесенный здоровью Прокопенко, его защита оценила в два миллиона рублей. В апреле 2003 года Иван Прокопенко скончался. Несмотря на смерть истца, процесс не закончен. Соистцом выступает его вдова. Объем потребляемых в нашей стране сигарет БФМ озвучил генеральный директор Ассоциации «Табакпром» Вадим Желнин:
«В России потребляется ежегодно примерно 390 млрд штук сигарет или папирос, это чуть меньше, чем 20 млрд пачек. Это весьма высокий уровень по сравнению с другими странами, но здесь важно подчеркнуть, что на протяжении последних 10 лет этот уровень остается практически неизменным. Т.е. какие-то тезисы о том, что Россию охватила табачная эпидемия, что все больше людей курят, они не соответствуют действительности».
«Табакпром» является основным лоббистом отрасли. По словам экспертов 95% российского рынка табачной продукции принадлежат транснациональным корпорациям. Ежегодно на лоббистские цели они тратят от 20 до 30 миллионов долларов. Результаты можно увидеть в недавно вступившем в силу новом техрегламенте. 30% площади лицевой стороны пачки будет занято надписью «Курение убивает». На половине площади обратной стороны будет напечатана одна из 12 предупредительных надписей: таких как «Курение может вызвать бесплодие», «Курение вызывает инфаркты и инсульты» и так далее. На пачке должна быть также полная информация о содержании смол, никотина, монооксида углерода, которое отныне будет нормироваться. Однако пачки со старым оформлением можно будет продавать еще год, термин «легкие» в этом документе легализовали, а также заблокировали появление на пачках пугающих картинок о последствиях курения, которые используются в странах, принявших рамочную конвенцию по борьбе с курением. Вполне вероятно, что и этот техрегламент будет действовать недолго. К 1 декабря должен быть создан новый документ - единый для всех стран ЕврАзЭС. Из 16 членов российской рабочей группы 8 представляют табачную отрасль, включая British American Tobacco, Philip Morris, Гродненскую табачную фабрику "Неман" и три отраслевых союза - это напрямую нарушает ключевые положения Рамочной конвенции. Возглавляет рабочую группу не представитель Минздрава, а заместитель начальника отдела Минсельхоза, хотя в России табак почти не выращивается.
Есть ещё варианты, когда выделяются деньги под прикрытием благотворительности. Например, в фонды, связанные с депутатами или с людьми, которые могут влиять на препятствие принятия антитабачных законов. Табачное лобби выдает гранты структурам, аффилированным с чиновниками и фондам депутатов.
Однако самым ярким примером активности лоббистов можно считать величину акциза. В России с каждой пачки производитель платит 5 рублей, скоро будет платить на 2 рубля 20 копеек больше, но для примера - самый низкий европейский акциз в Румынии составляет в пересчете 55 рублей с пачки, а в Нью Йорке это 211 рублей с каждой пачки сигарет.

















