16+
Понедельник, 28 мая 2018
  • BRENT $ 75.35 / ₽ 4704
  • RTS1166.37
14 июля 2010, 15:56 ОбществоПраво

Суд решит, кому достанется «Христос во гробе»

Лента новостей

Сегодня суд рассмотрит вопрос о возможности вернуть коллекционеру Александру Певзнеру ранее неизвестную картину Карла Брюллова «Христос во гробе». Бесценная работа великого русского художника была арестована несколько лет назад

Картину Карла Брюллова «Христос во гробе» коллекционер Александр Певзнер передал в Русский музей на экспертизу. Фото: РИА Новости
Картину Карла Брюллова «Христос во гробе» коллекционер Александр Певзнер передал в Русский музей на экспертизу. Фото: РИА Новости

Сегодня, 14 июля, Дзержинский районный суд Санкт-Петербурга не смог приступить, как это планировалось, к рассмотрению вопроса о возможности вернуть коллекционеру Александру Певзнеру картину Карла Брюллова «Христос во гробе». Бесценная работа великого русского художника была арестована несколько лет назад Управлением ФСБ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области в рамках возбужденного против коллекционера дела по статье «контрабанда». Адвокат Певзнера Анна Ставицкая рассказала BFM.ru, что она обратилась в суд, оспаривая отказ органов следствия прекратить дело в отношении Певзнера. Но в суд подали свои иски и адвокаты Певзнера из Санкт-Петербурга. Теперь все эти иски будут объединены в одно производство, а к разбирательству по делу суд приступит 21 июля.

Уголовное дело в отношении гражданина России и Германии Александра Певзнера было возбуждено по части 2-й статьи 188 УК («контрабанда» — до 7 лет лишения свободы) 18 марта 2003 года. Это произошло вскоре после того, как коллекционер приобрел в одном из православных приходов Бельгии картину неизвестного художника и привез полотно в Санкт-Петербург.

В постановлении о привлечении Певзнера в качестве обвиняемого говорилось, что коллекционер собирался продать картину Брюллова Государственному Русскому музею. При этом он «с целью уклонения от уплаты таможенных платежей» сообщил сотрудникам таможни и задекларировал заведомо недостоверные сведения о цели ввоза картины, таможенном режиме и ее стоимости. Так, Певзнеру вменяют в вину, что он не указал автора, название и стоимость картины, и недостоверно задекларировал полотно в льготном режиме временного ввоза.

После экспертов картина не вернулась к собственнику

Картина «Христос во гробе» была написана Брюлловым в 40-х годах 19 века для находящейся в Санкт-Петербурге домовой церкви графа Адлерберга, впоследствии генерал-губернатора Финляндии. В 1881 году граф с семьей эмигрировал в Германию, куда, скорее всего, и увез картину. В 30-х годах 20 века картина была завещана православному приходу в Брюсселе. Предположительно, завещание было составлено потомками Адлербега.

Сам Певзнер вину в контрабанде отрицает. По его словам, когда он покупал картину, еще не было достоверных данных о том, что ее написал именно Карл Брюллов. «По договору с продавцом, я возвращал работу в случае, если выяснится, что картина не кисти Брюллова», — говорит коллекционер. Он отметил, что работа, представлявшая собой полотно 1,5 на 2 метра, не была традиционной для Брюллова. Она была написана на очень тонком полотне, просматриваемом на свет как слайд.

Чтобы установить автора работы, Певзнер и привез полотно в Россию для проведения экспертизы в Государственном Русском музее Санкт-Петербурга. «В Германии таких специалистов по Брюллову нет. Кроме того, немецкий сертификат не имел бы никакой силы», — рассказал BFM.ru Певзнер. Он добавил, что выбор на Русский музей пал не случайно: это учреждение является самым крупным собственником работ великого художника, одних картин которого там насчитывается больше 70.

Согласно заключенной договоренности, Русский музей принимал картину «Христос во гробе» себе на временное хранение. «В случае положительного ответа они должны были провести реставрацию за мой счет, так как в церкви была протечка, и эксперты констатировали, что картина тяжело больна, но ее еще можно спасти», — продолжил свой рассказ Певзнер.

По его словам, представители Русского музея не скрывали, что очень заинтересованы в покупке картины, и просили коллекционера «уступить» музею полотно. Однако это не входило в планы Певзнера.

«Когда же выяснилось, что это картина Брюллова, ее просто решили отнять. Было возбуждено уголовное дело», — подключилась к разговору Анна Ставицкая.

Коллекционер уверяет, что действовал по закону

В течение четырех месяцев коллекционер пребывал в статусе свидетеля, а когда уехал, ему заочно предъявили обвинение в «контрабанде» по факту недекларирования картины. Позже формулировки изменили. «Дело в том, что, оформляя временный ввоз картины в Россию, я детально описал полотно и представил на таможню сразу две фотографию картины — общий вид и фрагменты с мелкими деталями», — говорит Александр Певзнер.

Его адвокат утверждает, что у следствия нет никаких данных о том, что Певзнер хотел продать картину Брюллова. «В деле есть лишь заявление Русского музея о том, что они заинтересованы, чтобы полотно поступило к ним в музей на постоянное хранение», — сказала юрист.

По словам Ставицкой, представители Русского музея просили следствие поскорее определить юридический статус картины, которую музей готов был купить за 400 тысяч долларов. Сам коллекционер говорит, что сейчас полотно стоит уже в десятки раз больше.

В настоящее время уголовное дело в отношении Александра Певзнера приостановлено в связи с тем, что он находится за пределами России. Как будут развиваться события, прогнозировать довольно сложно. Срок давности по делу истекает в 2013 году. Однако это вовсе не означает, что Певзнеру вернут картину. Сам бизнесмен говорит, что для изъятия картины в пользу государства нет никаких юридических оснований — имущество может быть конфисковано только после обвинительного приговора суда. «Однако я уверен, что картину обязательно конфискуют и вернут только после решения, которое в нашу пользу примет Страсбургский суд», — считает коллекционер.

Сколько может стоить Брюллов

По словам коммерческого директора портала artinvestment.ru (интернет-проект, посвященный рынку русского искусства) Константина Бабулина, оценить стоимость картины Карла Брюллова сейчас довольно сложно. Его работы не продавались на международных аукционах давно. По данным эксперта, в 2005 году эскиз одной из работ Брюллова размерами 60 на 70 см был продан за 750 тысяч долларов. А в 2009 на аукционе Christie's рисунок Брюллова приобрели за 400 тысяч долл. Что же касается такого большого полотна как «Христос во Гробе», то, по мнению Бабулина, в случае, если работу захотят выставить на продажу, стартовая цена может быть и 2 млн долларов. «Уйти же картина может за сколько угодно», — говорит эксперт.

Рекомендуем:

  • Фотоистории