16+
Пятница, 10 мая 2024
  • BRENT $ 82.89 / ₽ 7640
  • RTS1178.02
17 июля 2010, 01:50

Медведев и Меркель говорили с «Петербургским диалогом»

Лента новостей

Петербургский диалог под игривым номером «Х» имел не только двусмысленно изображенный порядковой номер. Он проходил не в Санкт-Петербурге, а в Екатеринбурге в здании Федерального Технического университета имени Кирова-Ельцина

Петербургский диалог под игривым номером «Х» имел не только двусмысленно изображенный порядковой номер. Фото: AP
Петербургский диалог под игривым номером «Х» имел не только двусмысленно изображенный порядковой номер. Фото: AP

«Петербургский диалог» (ПД) под номером «Х» (таков был официальный дизайн десятой юбилейной сессии «Петербургского диалога») имел не только двусмысленно изображенный порядковой номер. Диалог проходил не в Санкт-Петербурге, а в Екатеринбурге в здании Федерального Технического университета имени Кирова-Ельцина. То есть официально вуз носит звание первого президента России, и оно отображено прямо над входом.

А несколькими этажами выше, на фронтоне под крышей, красуется другая надпись «… имени С. М. Кирова». Вероятно, большие гипсовые буквы оставлены как часть архитектурного решения и часть истории. Точно так же, как и огромные писаные маслом полотна, украшающие холл между вторым и третьим этажами главного корпуса, где, собственно, и проходили мероприятия (ПД). На картинах разное, но все как бы из истории. То один из ректоров на стройке объясняет рабочим, как лучше строить здание университета. То В. И. Ленин, задумчиво тыча карандашом в какую-то точку на карте, обсуждает с С. М. Кировым, Ф. Э Дзержинским и В. Д Бонч-Бруевичем проект создания Уральского госуниверситета. Ходил ли тот ректор по стройке, толковал ли с рабочими? Но картина есть. Собирал ли Ленин Дзержинского, Кирова и Бонч-Бруевича у карты, чтобы поговорить об университете на Урале — тоже вопрос. Но полотно на эту тему создано, и оно висит. И хорошо, что висит, — так проще объяснить любому, кто заинтересуется, что такое социалистический реализм и чем он отличается от просто реализма. И правильно, что имя Кирова с фасада не срубили — он тоже неотъемлемая часть истории.

На этом историческом фоне и состоялся Х Петербургский диалог. Смысл диалога, который проходит регулярно то в России, то в Германии — профессиональное обсуждение взаимоотношений и сотрудничества наших стран. Патронируют диалог на самом высоком уровне — лично лидеры государств.

У меня же не сложилось ощущения, что граждане двух государств с замиранием сердца ждут результатов этих обсуждений. Но высокий патронат обеспечивает внимание к событию широкой публики в момент, когда к диалогу непосредственно подключаются его высокие кураторы. В любом случае, СМИ из всей работы Петербургского диалога интересует только то, что скажут президент и канцлер. А чего требовать от СМИ, если и сами участники процесса (диалога) на самом деле ждали не доклады руководителей рабочих групп (политика, экономика, гражданское общество, СМИ и др.), а выступлений Меркель и Медведева. Осмелюсь предположить, что сам диалог существует для того, чтобы в ежегодном графике двух лидеров была обязательная точка встречи и почти неформального разговора. И с этой точки зрения ПД себя полностью оправдывает.

Большую часть того, что говорили президент и канцлер на пленарном заседании ПД уже пересказали агентства и газеты, показали по ТВ, включая реплику президента России о съеденном за ужином безымянном родственнике осьминога Пауля. Попробую сообщить о том, что, возможно, не попало на экраны и страницы.

Расположившись в кресле на сцене, Дмитрий Медведев сразу же обратил внимание на сидящего в первом ряду как раз напротив него Никиту Михалкова, с которым молча обменялся жестами. Что-то типа: «поправь галстук». Поскольку я сидел непосредственно за Михалковым, то не разглядел, кто начал первым, то есть кто кому показал: поправь галстук. Подозреваю, что не Михалков, но могу ошибаться.

Хочу отдельно сказать про ботинки Медведева, которые были отлично видны. Все, что пишут про «внутренние каблуки» и специальные подошвы, не имеет никакого отношения к действительности. По крайней мере ,к той, которую я наблюдал в Екатеринбурге, а месяцем раньше — на Петербургском экономическом форуме. Самые обычные ботинки с самыми обычными каблуками.

Когда закончили свои выступления сопредседатели диалога — бывший (и последний) премьер ГДР Лотар де Мезьер и действующий вице-премьер России Виктор Зубков (тоже побывавший премьером-министром) — слово дали самым юным участникам мероприятия. От имени молодежного парламента должна была выступать Анна Рыжова. Тут случился конфуз. Ее коллега с немецкой стороны Александр Шауэр решил, что Рыжова одна не справится, и пошел вместе с ней на трибуну с твердым намерением тоже что-то сказать. Неожиданная решительность молодого человека вызвала некоторое замешательство, но никто стаскивать его со сцены не стал. «Только не хором», — попросил ораторов Медведев.

Рыжова сообщила собравшимся, что молодежь в первую очередь интересуют проблемы экологии, потому что именно нам жить дальше в следующем десятилетии. Задумавшись на секунду, Рыжова добавила: «Ну и вам, конечно, тоже». Зал простил оговорку и одобрительно оживился.

Дмитрий Медведев не оставил без внимания заявление молодежного парламента и сказал в свой микрофон: «Да, хотелось бы рассчитывать хотя бы на следующее десятилетие».

Закончила свое выступление Рыжова словами: «Мы не требуем от правительства денег, но от внимания и поддержки не откажемся». Стилистически очень похоже на прозрачный намек, который многие рестораны впечатывают в типографский бланк своего счета: «Вознаграждение официанта не обязательно, но всегда остается на усмотрение гостя».

Свое выступление Дмитрий Медведев начал с того, что у него две новости. Одна, как водится, хорошая: в следующие 10 лет жить будем. Вторая: жить будем непросто — судя по количеству проблем. Но мы их решаем, в том числе и с помощью Петербургского диалога, сделал комплимент организации президент.

Комплимент Ангелы Меркель был не столь однозначным: комментируя повестку дня и список проблем, поставленных Петербургским диалогом, она спросила: «А есть еще какие-нибудь вопросы или проблемы, которыми Петербургский диалог не занимается?» Никто канцлеру не ответил. Значит, таких проблем нет.

Медведев рассказал также, что они с Ангелой по дороге на заседание размышляли, а доверят ли им потом сопредседательство такого важного собрания как Петербургский диалог? И тут же добавил, что если доверят, то это будет означать, что мы уже покинули свои места, то есть, типа вышли на пенсию. Потом, переведя взгляд с действующего пенсионера де Мезьера на действующего вице-премьера Зубкова, добавил: «Правда, в сопредседателях есть люди, занимающие высокие позиции…».

Сопредседатели не оставили без внимания эту реплику. Де Мезьер сказал, что занял этот свой пост в 65 лет и это минимальный возраст для того, чтобы претендовать на данную позицию. Зубков заметил, что лидеры наших стран в такой отличной форме, что, с его точки зрения, они должны работать еще лет десять.

Намекал ли Зубков на возможный второй срок президента Медведева или на свою готовность еще десять лет управлять диалогом с российской стороны, так и осталось непонятным.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию