16+
Пятница, 29 марта 2024
  • BRENT $ 87.07 / ₽ 8033
  • RTS1128.53
22 июля 2010, 22:18 Компании

Нефтяные гиганты сообща обезопасят глубинную добычу

Лента новостей

Четыре нефтяных гиганта создают систему ликвидации утечки нефти при глубоководном бурении, они вложат в нее 1 млрд долларов. Возможно, средств не хватит, а система никогда не заработает. Для России проект тоже может стать актуальным с 2011 года

Крупные нефтяные компании, включая Exxon Mobil Corp и Royal Dutch Shell, потратят $1 миллиард на создание системы сдерживания утечек нефти в Мексиканском заливе. Фото: AP
Крупные нефтяные компании, включая Exxon Mobil Corp и Royal Dutch Shell, потратят $1 миллиард на создание системы сдерживания утечек нефти в Мексиканском заливе. Фото: AP

Четыре крупнейшие мировые нефтяные компании — Exxon Mobil, Royal Dutch Shell, ConocoPhillips и Chevron — создают совместное предприятие для разработки и внедрения системы сдерживания утечек нефти при работе на морском шельфе. Они вложат в проект 1 млрд долларов. Но, возможно, этих средств не хватит, а сама система может никогда не заработать.

Система, которую намерены создать участники проекта, должна быть способна улавливать до 100 тысяч баррелей в сутки на глубине 3 км. Эти показатели почти вдвое превышают те, что связаны с крупнейшей аварией на нефтяной скважине BP в Мексиканском заливе, когда утечка нефти составляла 60 тысяч баррелей в сутки на глубине 1,5 км.

Таким образом, компании намерены продемонстрировать активную деятельность в усилении мер безопасности глубоководного бурения на фоне ужесточения контроля со стороны правительства США, которое последовало в ответ на экологическую катастрофу в Мексиканском заливе, полагает Reuters.

«Если хотите зарабатывать, необходимо работать на больших глубинах. И если хотите заниматься глубоководным бурением, нужно развеять сомнения правительства», — цитирует агентство управляющего директора ClearView Energy Partners Кевин Бук.

The Wall Street Journal сообщает, что для разработки системы нефтяные гиганты учредят некоммерческое предприятие, которое они называют Marine Well Containment Co. Четыре компании вложат в проект средства поровну, то есть по 250 млн долларов каждая. Система, как ожидается, будет готова через 18 месяцев.

BP пока не намерена участвовать в консорциуме — до тех пор, пока не справится с последствиями аварии в Мексиканском заливе. Расходы компании на их преодоление уже приближаются к 4 млрд долларам. В США до 30 ноября 2010 года действует полный запрет на подводное бурение. По оценке экспертов Moody's Analytics, если авария на платформе Deepwater Horizon не будет ликвидирована до декабря, а шестимесячный мораторий будет продлен, экономический ущерб пострадавшим штатам Луизиана, Алабама, Миссисипи, Флорида и Техас может достичь 7,4 млрд долларов, а 100 тысяч человек могут потерять работу.

В Конгрессе США считают проект четырех нефтяных компаний позитивным шагом, однако акцентируют внимание на том, что в первую очередь нужно не справляться с последствиями аварии, а предотвращать их. «Нефтяные компании должны увеличить инвестиции в технологии предотвращения аварий, это первоочередная задача», — заявил член Палаты представителей Эдвар Марки.

В настоящее время технологий, подобной той, что планируют создать компании, нет, говорят BFM.ru эксперты. «К сожалению, они отсутствуют для таких глубин. Речь сейчас должна идти как о создании технологий, так и необходимой для этого инфраструктуры, — рассказал BFM.ru директор Всемирного фонда дикой природы России Игорь Честин. — Несмотря на то, что Мексиканский залив — это место сосредоточения всех лучших сил в области инженерного обеспечения нефтегазодобычи, даже это не позволило адекватно среагировать на катастрофу».

Экологи переживают — на создание системы могут уйти годы. Но до ее внедрения вопросы безопасности подводного бурения по-прежнему будут неотрегулированы. Скважин подобной Macondo, из которой произошла утечка нефти в результате аварии на нефтяной платформе Deepwater Horizon, в мире около 5 тысяч, говорит Честин.

При этом миллиарда долларов на создание современной системы ликвидации разлива нефти может не хватить, полагает старший аналитик компании «Метрополь» Алексей Кокин. Только 500 млн долларов должно быть потрачено на сами исследования. И возможно, систему никогда не придется активировать. Алексей Кокин считает, что такие масштабные аварии не типичны для индустрии нефтедобычи, а потому — это не повод, чтобы резко повышать расходы на безопасность. «То, что случилось с ВР, в принципе, при соблюдении технологий, не должно было случиться. Эта мысль уже была озвучена, — говорит BFM.ru Кокин. — Если соблюдать все технологии, то эта система никогда не будет использоваться. Она никогда не будет активирована. Это для перестраховки».

В России пока есть только один проект глубоководной добычи нефти — на месторождении «Вал Шатского». 17 июня «Роснефть» и Chevron подписали соглашения о сотрудничестве и о промежуточном финансировании. Компании будут вместе разрабатывать Западно-Черноморский лицензионный участок, который включает месторождение «Вал Шатского».

«Вал Шатского» был приобретен «Роснефтью» в 2007 году на аукционе по распродаже активов ЮКОСа. Как ранее заявлял вице-премьер Игорь Сечин, вложения в геологоразведку на месторождении должны составить около 1 млрд долларов, в случае добычи нефти — 1 трлн рублей. Бурение на месторождении может начаться уже в 2011 году.

Учитывая это, для России система ликвидации розлива нефти на большой глубине была бы актуальна. «Сомневаюсь, что в нашей стране вообще есть какие-то технологии соблюдения мер безопасности, — говорит Алексей Кокин из «Метрополя». — У нас есть опыт только на северном шельфе, но это опыт 1980-х. Нам нужны иностранные партнеры, которые и будут обеспечивать работы подобными технологиями».

Добавим, когда документы между Chevron и «Роснефтью» были подписаны, премьер–министр Владимир Путин призвал американскую компанию при работе на шельфе Черного моря заботиться об экологии. «Исхожу из того, что планируемая работа с «Роснефтью» будет осуществляться на высоком уровне, с соблюдением всех экологических стандартов», — заявил Путин. Глава Chevron Джон Уотсон заверил, что «на фоне текущей аварии в Мексиканском заливе» будут предприняты все необходимые меры. Ранее он заявлял, что компания располагает «более безопасными технологиями» для предотвращения аварий в нефтедобыче.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию