16+
Суббота, 21 октября 2017
  • BRENT $ 57.94 / ₽ 3330
  • RTS1134.45
25 июля 2010, 10:46 ФинансыБанки, вклады и кредиты

Банки заняли в Москве четверть торговых площадей

Лента новостей

Офисы банков в Москве по занимаемым площадям опередили торговые сети. По количеству банковских офисов Москва давно могла бы претендовать на звание финансового центра мира, но сделать это не позволяет уровень финансовых услуг

По количеству банковских офисов Москва давно могла бы претендовать на звание финансового центра мира. Фото: РИА Новости
По количеству банковских офисов Москва давно могла бы претендовать на звание финансового центра мира. Фото: РИА Новости

 Офисы банков в Москве по занимаемым площадям опередили торговые сети. По количеству банковских офисов Москва давно могла бы претендовать на звание финансового центра мира, но сделать это не позволяет уровень финансовых услуг.

В Москве банковские офисы занимают 23% торговых площадей. Об этом сообщается в обзоре компании Praedium Oncor International. Эксперты компании подсчитали, что значимые доли рынка занимают также магазины косметики и парфюмерии — 13%, магазины обуви — 11% и одежды — 7%. «С точки зрения числа банковских офисов Москве уже давно пора превратиться в мировой финансовый центр», — заявил BFM.ru начальник аналитического управления Банка корпоративного финансирования Максим Осадчий. «Насыщенность столицы банковскими офисами даже чрезмерна, однако важно не столько количество, сколько качество банковских услуг и цена банковских продуктов. Что касается последних двух показателей, то Москве до мирового финансового центра еще расти и расти», — считает Осадчий.

В банковской отчетности есть графа — расходы по арендной плате. За 2009 год все банки России истратили на аренду офисов 72,5 млрд рублей, или больше 2 млрд долларов. На Москву приходится более половины всех банковский офисов в стране, стало быть, в Москве на аренду помещений кредитные организации тратят около 1 млрд долларов в год. Исходя из средней ставки арендной платы — примерно 500 долларов за 1 кв. метр и площади банковского отделения примерно в 200 кв. метров, можно посчитать, что только в одной Москве работает более 10 тысяч точек финансового обслуживания.

Формат банковского офиса после кризиса несколько изменился: если раньше банки много денег и внимания уделяли своему офисному имиджу, то есть искали особняки и помещения в монументальных зданиях с мрамором и хрустальными люстрами, то сейчас кредитным организациям интересны объекты, рассчитанные на клиентское обслуживание: небольшие отделения площадью 100–200 кв. метров, а также 50-метровые площадки (так называемые стойки) в торговых центрах и в других местах массового скопления людей. «Наш банк долгое время держал отделения в магазинах крупной российской торговой сети, и они были, в целом, убыточны. Когда мы перешли на формат стойки, предлагающий кредитные карты в крупных торговых комплексах, тут же стали получать прибыль», — рассказал BFM.ru на условиях анонимности вице-президент крупного розничного банка.

«Процесс облегчения помпезности банковского офиса, отказ от позолоты на кованых дверях, смещение в сторону прозрачности действий персонала офиса и повышение дружелюбности этого персонала по отношению к клиентам начался в России летом 2004 года. Тогда в ходе локального кризиса ликвидности в трех-четырех банках вся кредитная система поняла, что надо быть ближе к тому массовому клиенту, который за сутки, поддавшись панике и слухам, может снять с банковских счетов миллионы рублей. Тут поневоле банкам пришлось задуматься о том, что надо быть ближе к каждому клиенту», — говорит директор по развитию маркетингового агентства IQ Ольга Белобровцева.

Партнер BDO, национальной аудиторско-консалтинговой группы компаний, в России Ирина Вишневская отметила, что после кризиса 2010 года уменьшилась площадь офисов в рамках стратегии снижения издержек, и они стали более функциональны — в них появились дополнительные возможности для клиентов, для их самостоятельного обслуживания, в том числе интернет-пункты, банкоматы. «Помещения более экономичного формата выбирают те банки, которые в качестве стратегии развития выбрали ритейл, расширение работы с физическими лицами, поскольку, по оценкам банковских экспертов, это наименее рисковый и быстро оборачиваемый сегмент. Отсюда вполне понятно, что они выбирают такие места, где наивысшая проходимость их потенциальных клиентов», — говорит Ирина Вишневская. По ее словам, сейчас улицы пестрят рекламой банков, которые готовы разместить средства физических лиц на депозиты с высокими ставками доходности, а также готовы кредитовать физических лиц, соответственно, банкам, рекламирующим такие услуги, нужно обеспечивать максимальную доступность и комфортность расположения своих офисов и отделений, отмечает специалист.

Разветвленные банковские розничные сети будут, вероятно, вымирать по мере совершенствования банковских технологий, развития сетей терминалов и платежей через Интернет, говорит Максим Осадчий. Соответственно, будет сокращаться и количество банковских точек продаж. Конечно, сейчас перевести все банковские услуги на терминалы и в Интернет невозможно — сказываются и ментальность населения России, особенно отсутствие привычки у людей старшего возраста платить через терминалы (не говоря уже об Интернете), и вопросы уровня защиты интернет-платежей, и определенные законодательные барьеры, отмечает Максим Осадчий.

Рекомендуем:

  • Фотоистории