16+
Четверг, 19 октября 2017
  • BRENT $ 58.24 / ₽ 3345
  • RTS1147.79
28 июля 2010, 08:57

Россияне предпочитают дешевизну ассортименту

Лента новостей

При совершении покупок низкая цена товара оказывается его важнейшей характеристикой для большинства российских потребителей, а комфорт, широкий ассортимент или качество сервиса — менее значимы

Опрос показал, что возможность сэкономить — важнее комфорта в торговом зале. Фото: РИА Новости
Опрос показал, что возможность сэкономить — важнее комфорта в торговом зале. Фото: РИА Новости

При совершении покупок низкая цена товара оказывается его важнейшей характеристикой для большинства российских потребителей, а комфорт, широкий ассортимент или качество сервиса — менее значимы. При этом само по себе потребление стало одним из главных приоритетов жизненного самоутверждения россиян. Такие данные были получены ВЦИОМ в ходе представительного опроса, который охватил 1600 человек в 140 населенных пунктах России.

Опрос показал, что возможность сэкономить — важнее комфорта в торговом зале, поэтому 55% потенциальных покупателей больше волнуют низкие цены в магазине, нежели качество обслуживания и удобство, которые оказались более значимы для 40%.

Еще в большей степени доступные цены привлекают в сравнении с такой характеристикой, как широкий ассортимент. То есть наши сограждане отдают предпочтение доступным ценам при небольшом выборе товаров, а не широкому ассортименту по более высокой стоимости (60% против 27% соответственно).

Правда, потребительское поведение посетителей магазинов и торговых центров вполне рационально, поэтому они предпочитают купить нужный товар, а не бросаться за ненужной вещью, на которую распространяются бонусы и скидки. Но этот перевес не столь существенен. Так, для 46% опрошенных приоритетом является покупка именно того товара, который был запланирован, но все-таки 41% россиян предпочли бы приобрести товар, который не вполне соответствует их ожиданиям, но зато достанется им с разнообразными преференциями.

Как и следовало ожидать, больше склонны и ценят экономию женщины и пожилые россияне. Они чаще ориентированы на низкие цены при отсутствии комфорта в магазине (58% и 68% соответственно), покупку товара, пусть и не соответствующего ожиданиям, но с бонусом или скидкой (44% и 48%), доступные цены при более низком ассортименте (64% и 72%).

А мужчины и молодежь, напротив, более заинтересованы в удобстве при совершении покупок (44% и 51% соответственно), возможности купить именно тот товар, который нужен, пусть и без скидки (48% и 55%) и широком выборе товаров, хотя и по завышенным ценам (31% и 37%).

Принципиально различается потребительское поведение россиян с различным материальным положением. Если малообеспеченные выбирают низкие цены при отсутствии комфорта (70%) и возможность получить скидки и бонусы (48%), то высокообеспеченные предпочитают удобство (60%) и возможность купить именно то, что нужно (58%). Однако в выборе между доступной ценой и широким ассортиментом и те, и другие предпочитают именно цену (70% и 47% соответственно).

Чем крупнее населенный пункт, тем чаще его жители ценят комфорт и обслуживание в магазине (с 34% среди селян до 46% среди москвичей и петербуржцев). И, напротив, жители небольших населенных пунктов более склонны отдавать предпочтение низким ценам (59% селян против 51% столичных жителей).

Комментируя эти данные, начальник аналитического отдела ВЦИОМ Леонтий Бызов отметил, что потребительское общество в России давно сформировалось. «Формирование общества потребления активно шло все первое десятилетие этого века. В итоге, потребление сейчас является уже не просто способом поддержания и обеспечения наиболее значимых потребностей, но и выполняет социальные функции. Например, потребление определенного набора социальных благ и услуг служит цели подтверждения своего статуса в социальной иерархии», — пояснил BFM.ru социолог.

В особенности такое социальное поведение характерно для среднего класса и слоев, которые расположены на социальной лестнице ниже него, но стремятся соответствовать его стандартам.

По словам Бызова, кризис серьезно отразился на социальных ожиданиях и настроениях этих людей и заставил их пересмотреть собственные возможности, желания и устремления. Хуже всего то, что для очень широкого слоя россиян забрезжившая в первые годы XXI века возможность попасть в средний класс отодвинулась на очень далекую перспективу, а для некоторых исчезла навсегда. При этом если первые кризисные полгода большая часть среднего класса и примыкающих к нему слоев не спешила снизить стандарты потребления (не в последнюю очередь, потому что сбережения были достаточно велики), то уже с конца 2009 года, как подтвердили опросы, они стали меньше потреблять.

Эти изменения были болезненны, поэтому люди всячески сопротивлялись расставанию с недавно завоеванным потребительским уровнем, так как с возможностью покупки определенных товаров и услуг в их сознании связывалось осознание принадлежности к определенному социальному кругу. Поэтому многие перешли на более дешевую корзину, но одновременно пытались сохранить прежний ассортимент покупок, и если не отказывались совсем от зарубежных поездок, то теперь стали выезжать на менее престижные и не такие дорогие курорты. Ведь, возможность путешествовать за границу (наряду с потреблением платных медицинских и образовательных услуг) — это все важные маркеры принадлежности к среднему классу.

По мнению Бызова, сегодня кризис уже не воспринимается так остро, люди постепенно возвращаются к своим былым моделям поведения. Они начали наращивать потребление. «Первоначальный страх остаться без средств к существованию прошел, доходы начали потихоньку расти и, я думаю, к середине следующего года потребление вернется на предкризисный уровень», — предположил социолог.

Вместе с тем он отметил, что современное российское общество характеризуется тем, что именно потребление становится основной формой самовыражения для значительной части его членов. «В ходе наших опросов мы сталкивается с частными ответами, что, например, проявлять инициативу на работе опасно, и мы знаем, что возможности сделать карьеры и степень вертикальной мобильности в течение 2000-х годов все время сужались. Политическую карьеру может сейчас сделать только крайне узкий круг допущенных, и в политику уже давно лучше не соваться. Поэтому в нынешней ситуации застойного антидемократического общества возможность расти во многом сохранилась только за счет личного потребления», — заключил Леонтий Бызов.

Рекомендуем:

  • Фотоистории