Немцев манят контрольные пакеты
Лента новостей
Бизнесмены из Германии готовы активно участвовать в российской приватизации, надеясь на то, что вслед за холдингами Москва начнет выставлять на торги средние по размерам компании
Германский бизнес подходит к российской приватизации в свойственной ему манере — степенно и основательно. «Мы взялись за эту тему еще в конце прошлого года, когда министр финансов России Алексей Кудрин объявил о планах приватизации свыше 5 тысяч российских предприятий», — рассказывает Райнер Линднер (Rainer Lindner), исполнительный директор Восточного комитета немецкой экономики (Ost-Ausschuss der Deutschen Wirtschaft).
Весной нынешнего года делегация этой влиятельной организации, представляющей интересы работающих с Россией немецких компаний, провела в Москве совещание с главой Минэкономразвития Эльвирой Набиуллиной и представителями Росимущества. На нем, по словам Райнера Линднера, стороны пришли к выводу, что из огромного списка целесообразно выделить несколько компаний, на которых «можно было бы отработать технологию приватизации в условиях сегодняшней России».
Немецкая идея пилотных проектов
Поддержав идею реализации небольшого числа знаковых пилотных проектов, российское правительство опубликовало теперь список 11 предлагаемых к приватизации компаний и банков. Райнер Линднер считает, что этот, как он выражается, шорт-лист содержит целый ряд весьма заманчивых для немецкого бизнеса предложений: «Мне кажется, интересные возможности открываются в банковском секторе, который находится сейчас в стадии реструктуризации. Здесь намечается, в частности, продажа пакета акций ВТБ. Очень интересны энергетические компании, в том числе и «Русгидро», занимающаяся гидроэнергетикой.
Но неужели компании из Германии будут довольствоваться статусом миноритарных акционеров в фирмах, контроль над которыми останется в руках российского государства? Райнер Линднер подтверждает: роль всего лишь финансовых инвесторов немецких предпринимателей, как правило, не устраивает. В их глазах покупка сравнительно небольшого пакета акций является всего лишь первым шагом, позволяющим для начала закрепиться на рынке. Однако основной интерес, подчеркивает эксперт, состоит во внедрении собственного ноу-хау и в возможности формировать стратегию компании: «А для этого нужен контрольный пакет».
На вопрос, действительно ли в Берлине верят, что российское руководство может передать в руки иностранцев контроль над предприятиями, которые считаются стратегическими и являются системообразующими, исполнительный директор Восточного комитета немецкой экономики отвечает так: «Это, безусловно, не ближайшая перспектива. Но кто еще не так давно мог вообще себе представить, что инвесторам откроют доступ, скажем, к ВТБ, Сбербанку или к некоторым отраслям?»
Средний бизнес Германии ждет своего шанса
Совершенно очевидно, что потенциальные немецкие инвесторы настроены на долгосрочное присутствие на российском рынке. Они рассчитывают, что со временем им удастся либо создать совместные предприятия, либо постепенно поглотить интересующие их российские компании или их отдельные подразделения. К тому же они очень надеются, что вслед за гигантскими холдингами Москва начнет активно выставлять на торги и менее крупные предприятия. Это позволит широко привлечь к российской приватизации немецкий средний бизнес, составляющий основу экономики Германии. Тем более что абсолютное большинство из тех примерно шести тысяч немецких фирм, которые уже работают в России, тоже относится к разряду именно средних предприятий.
Судя по высказываниям Райнера Линднера, очевидный настрой на длительную перспективу будет одним из принципиально важных козырей немецких инвесторов в борьбе против конкурентов из Китая, Франции, Италии и других стран, которые тоже захотят участвовать в крупномасштабной российской приватизации. О том, почему Москва объявила о ней именно сейчас, немецкий эксперт говорит так: «Мне кажется, правительство и президент находятся в настоящее время в фазе стратегической переориентации».
С одной стороны, поясняет эксперт, становится все более очевидным, что доходы от экспорта нефти и газа, какими бы ни были цены на них, в перспективе будут снижаться. С другой стороны, в России сделана ставка на инновационный путь развития, на переход к обществу знаний, обществу технологий. Определенную роль, конечно же, играет и стремление увеличить после кризиса доходы государства. «И все же основной мотив приватизации - это разворот в сторону модернизации экономики», — полагает Райнер Линднер.
Редактор: Геннадий Темненков