16+
Четверг, 28 марта 2024
  • BRENT $ 86.29 / ₽ 7961
  • RTS1126.06
20 сентября 2010, 21:04 Компании

Путин позвал строителей Nord Stream на «Южный поток»

Лента новостей

С борта судна, укладывающего трубы газопровода Nord Stream, Владимир Путин попытался в очередной раз заинтересовать инвесторов проектом «Южный поток»

С борта судна, укладывающего трубы газопровода Nord Stream, Владимир Путин попытался в очередной раз заинтересовать инвесторов проектом «Южный поток». Фото: south-stream.info
С борта судна, укладывающего трубы газопровода Nord Stream, Владимир Путин попытался в очередной раз заинтересовать инвесторов проектом «Южный поток». Фото: south-stream.info

С борта судна, укладывающего трубы газопровода Nord Stream, Владимир Путин попытался в очередной раз заинтересовать инвесторов проектом «Южный поток». В последнее время ряд экспертов отдает предпочтение его конкуренту — проекту Nabucco — но строительство обоих газопроводов может быть надолго отложено, если Европа опять не почувствует газовый голод.

«Я с удовольствием осмотрел, как организована у вас работа. Этот проект вызывает очень много споров, они идут до сих пор, но мы делаем с вами очень правильное и нужное дело, — сказал Владимир Путин, находясь на борту судна «Солитэр». — Я надеюсь, когда мы эту задачу выполним, что это будет не последняя наша работа. У вас большой опыт, а у нас большие планы».

На слова Путина один из участников встречи с главой российского правительства, вице-президент проекта и эксплуатации Лео Дик Фаркефиссер отметил, что знает о планах России, в частности, о строительстве трубопровода «Южный поток». «Мы уже обсуждаем с сотрудниками из «Газпрома» проект «Штокман» и видим огромный потенциал на территории Арктики в будущем. По этой причине мой босс, хозяин компании (владельца судна) производит инвестиции в постройку нового судна в три раза большего, чем это», — поведал бизнесмен Владимиру Путину, подчеркнув, что новый корабль будет специально приспособлен для очень сложных условий работы в Арктике.

«Солитер» — крупнейшее в мире судно-трубоукладчик, его длина 300 м, ширина — 40,6 м. Оно способно перевозить 22 тысячи тонн труб для трубопровода на нескольких уровнях. Скорость укладки составляет 2,5 км в сутки.
 

«Мы находимся в завершающей стадии подготовки «Южного потока», и там работа непростая, там гораздо глубже», — заметил на это Владимир Путин и затем на закрытой части встречи с иностранными бизнесменами настоятельно попросил их обозначить проблемы, с которыми они сталкиваются в ходе реализации проекта Nord Stream.

Однако они, к его удивлению, заявили, что проблем со стороны российских властей нет, в том числе нет их со стороны таможни и пограничников, которые, по словам одного из участников встречи, работают «идеально — четко и очень быстро».

Если в реальности реализации проекта Nord Stream уже никто не сомневается, то по поводу возможности прокладки «Южного потока» в последнее время появилось немало скептических комментариев. В частности, многие СМИ трактуют как реакцию на поражение недавние слова Владимира Путина по поводу перспектив конкурирующего с ним газопровода Nabucco. Напомним, глава российского правительства сказал, что у последнего нет гарантий поставки (а «Россия туда поставлять ничего не будет»), что Nabucco не может полностью рассчитывать на Азербайджан, так как последний заключил контракт на поставки газа с «Газпромом», и что спор о морских границах на Каспии помешает транспортировать туркменский газ через Азербайджан в Европу.

В противовес, западные эксперты приводят слова президента Туркмении Гурбангулы Бердымухамедова на саммите глав тюркоязычных государств в Стамбуле о том, что Туркменистан не сомневается в реальной перспективе осуществления различных проектов по экспорту газа в любом из направлений, в том числе и в Европу через Nabucco. И его страна имеет огромный сырьевой потенциал для поставок газа по этому маршруту. При этом, касаясь решения вопроса о морской границе между Туркменией и Азербайджаном и определения статуса Каспия, отметил, что переговорный процесс «идет практически в режиме онлайн на различных официальных уровнях и находится в постоянном развитии».

Ввод первой нитки газопровода Nord Stream, который выводит российский газ напрямую на рынки Германии, Великобритании, Нидерландов, Франции, Дании и других стран, намечен на 2011 год. Его протяженность около 1200 км. После сдачи в эксплуатацию второй очереди газопровода в 2012 году по нему из России в Западную Европу будет перекачиваться 55 млрд куб. м природного газа в год, что составляет четверть годовой потребности Германии в этом виде топлива. Согласно расчетам, прокладка газопровода обойдется в 7,4 млрд евро.
«Южный поток» предусматривает поставки российского и, возможно, среднеазиатского газа в Европу через Черное море. Проектируемая пропускная способность газопровода — 30–63 млрд куб. м газа в год, а стоимость — примерно 8,6 млрд евро. Ввод в действие запланирован до 31 декабря 2015 года.
 

Кстати, коммерческий оператор месторождения Шах-Дениза в Азербайджане — компания Statoil недавно пригласила потенциальных клиентов принять участие в переговорах о поставках газа из второй стадии проекта. Приглашение адресовано консорциумам и компаниям, участвующим в трех проектах: Nabucco, газопровода «Турция-Греция-Италия» (ITGI) и Трансадриатического газопровода (в число акционеров входит и сама Statoil, газопровод проходит через те же три страны, что и ITGI).

Консорциум Nabucco ожидает получить для первой фазы проекта от 8 до 10 млрд кубометров азербайджанского газа, а Баку — что большую часть этих объемов обеспечит вторая стадия Шах-Дениза, а ко второй фазе Nabucco подоспеет туркменский газ.

Эти и другие аргументы дают основания некоторым комментаторам говорить о том, что «Южный поток» проиграл Nabucco.

Но, как считает главный аналитик ИК «Тройка Диалог» Валерий Нестеров, принципиальных изменений с точки зрения реалистичности реализации Nabucco пока не произошло. «У Nabucco большая политическая поддержка, но как не было у него ресурсной базы, так ее и нет. Более того, перспективы ее ухудшаются, так как уже были заявления, что газа Ирана в проекте не будет», — считает эксперт. Кроме того, не оправдываются надежды на иракский газ из Курдистана, а о самой главной надежде — Транскаспийском газопроводе, по мнению эксперта, вообще речь не идет.

Что касается «Южного потока», то его перспективы пока также не ясны. Валерий Нестеров отметил, что по проекту проведена большая подготовительная работа, но пока не ясно, как будет учитываться позиция Украины, которая категорически возражает против этого проекта. Во-вторых, Турция, через территориальные воды которой пройдет маршрут, пока не дала на это согласия и не ясно, как с учетом перспектив этого проекта будут с ней решаться вопросы в рамках сегодняшнего сотрудничества по газопроводным маршрутам. И, в-третьих, самое главное, газовый рынок в Европе не показывает оживления, а на «Газпром» оказывается беспрецедентное давление, чтобы он резко снизил цены.

«Нового газа по «Южному потоку» не будет, и речь идет о перераспределении. А в «Газпроме» признают, что в существующих условиях экономика проекта вызывает сомнения», — сказал Валерий Нестеров. В связи с этим он полагает, что пока в Европе не будут востребованы дополнительные объемы газа, с уверенностью говорить о точной дате реализации проекта нет оснований. Он может быть введен в 2017 году или позже.

Профессор РГУ им. Губкина Андрей Конопляник, в свою очередь, указывает, что Nabucco и «Южный поток» — это разноплановые проекты. Первый ориентирован на транспортировку газа, и основным источником дохода для него станут транзитные тарифы, а «Южный поток» создан именно как проект поставщика газа. В то же время проект Nabucco в большей мере продвинулся с точки зрения формирования его международно-правовой базы, что может служить серьезным стимулом для его реализации.

Но он согласен с коллегой, что существует серьезная проблема ресурсной базы для этого проекта. При этом Nabucco упустил тот момент, когда Россия начала закупать среднеазиатский газ по цене замещения газа в Европе, а европейцы продолжали его закупки по более низкой цене, по формуле «транспортировка плюс издержки». Именно среднеазиатский газ составит основу поставок для «Южного потока», пока в строй не войдут перспективные ямальские месторождения.

«Перспективы обоих проектов на данный момент слишком туманны, хотя из двух проектов один может быть востребован через несколько лет. В этом случае перспективы у «Южного потока» лучше. Но для этого нужно, чтобы изменилась ситуация на рынке газа и чтобы цены на нем устраивали «Газпром», — заключил Валерий Нестеров.

Отметим, что в понедельник вице-президент норвежской компании Statoil Рун Бйорнсон (Rune Bjornson) заявил, что цены на газ будут повышаться в ближайшие годы из-за растущего спроса на чистое топливо во всем мире. «Спотовые цены на газ относительно высоки в исторической перспективе, несмотря даже на то, что после их пика в 2008 году они снизились, и в данный момент есть тенденция по их дальнейшему росту», — сказал менеджер.

Эксперты компании ожидают, что в ближайшие 20 лет мировой спрос на газ вырастет на 30%, а в Европе к 2030 году потребление газа электростанциями вырастет на 20%. «Мы ожидаем, что большие объемы газа будут продолжать продаваться по долгосрочным контрактам крупным энергетическим компаниям», — заявил Бйорнсон.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию