16+
Пятница, 19 апреля 2024
  • BRENT $ 88.24 / ₽ 8303
  • RTS1160.89
30 сентября 2010, 16:22 Финансы

Ядерные санкции ударили по финикам

Лента новостей

Дмитрий Медведев ввел масштабные санкции против Ирана. Запрещены не только ядерные СП, но и банковские расчеты. Это может сорвать импорт фиников и фисташек

Здание банка Melli Iran в Москве. Фото: i-r-p.ru
Здание банка Melli Iran в Москве. Фото: i-r-p.ru

Москва расширяет сферу применения санкций против Ирана. В четверг Кремль опубликовал указ президента Дмитрия Медведева, который запрещает работу с иранскими банковскими структурами, что фактически ставит под вопрос любые контакты с иранским бизнесом.

Дмитрий Медведев запретил размещение на территории России инвестиций со стороны Ирана в добычу урана, производство или использование ядерных материалов и технологий, говорится на официальном сайте Кремля. Но в указе также содержится запрет «финансовой и коммерческой деятельности, если есть подозрение на то, что они связаны с урановой программой».

В частности, запрещено открывать на территории России новые отделения, филиалы или представительства банков Ирана, создавать с ними СП и поддерживать корреспондентские отношения, чтобы «не допускать предоставление финансовых услуг, если имеется информация, что такие действия могут способствовать ядерной деятельности». Посольство Ирана в Москве не комментирует ситуацию.

Указ подписан в рамках резолюции Совета безопасности ООН от 12 июня, которая подразумевала введение экономических санкций против Ирана. «Это расширение указа от 22 сентября, который запрещал поставку в Иран комплексов С-300», — сказал BFM.ru генеральный директор Центра изучения современного Ирана Раджаб Сафаров.

В Иране работает менее 10 крупных банков, самые известные — Bank Melli Iran, Mellat, Sepah, Tejarat, Saderat и Export Development Bank of Iran. Из них в России представлен Bank Melli Iran.

В офисе российской «дочки» иранского банка отказались говорить о последствиях подписанного указа и перспективах банка. «Вся деятельность в России ведется в строгом соответствии с законом. Раз Центробанк сейчас разрешает иранскому банку деятельность, значит она не запрещена», — отрезал сотрудник банка.

Российский офис иранского банка работает с прибылью. Доходы за первую половину 2010 года составили почти 1,6 млрд рублей. Прибыль после выплаты налогов — 69 млн рублей. Уставный капитал банка составляет 1,1 млрд рублей.
Член комитета Госдумы по финансовому рынку и финансовый омбудсмен Павел Медведев полагает, что запрет президента нанесет удар по Bank Melli Iran в России.

«Подозреваю, что этот банк тоже попадет под санкции», — сказал Павел Медведев, предположив, что это отразится на всех финансово-банковских структурах, которые связаны с Ираном. «Связи с капиталом из Ирана могут иметь очень хитрую зависимость, но Центробанк провел очень серьезную работу по выяснению реальных владельцев банковских структур. Поэтому вычислить их нетрудно», — сказал он.

Сейчас банки обязаны раскрывать собственников на сайте ЦБ, но данных о реальных владельцах дочерней структуры иранского банка в России там нет.

Раджаб Сафаров надеется, что Bank Melli Iran не пострадает из-за политических санкций. «Он выполняет чисто представительские функции, действуя в узком диапазоне и те небольшие транзакции, которые он осуществляет — это плата за визы и переводы для студентов, которые обучаются в России», — уверяет эксперт.

Торговля России с Ираном выходила на пик в 2007 году, достигнув 4 млрд долларов, но с тех пор объемы неуклонно сокращаются. В 2010 году оборот будет меньше 3 млрд долларов, скептичен Раджаб Сафаров. Он уверен, что Москва теряет больше, чем Тегеран. «80% товарооборота — это экспорт в Иран российских компаний. На них отразятся санкции, которых иранский бизнес даже не заметит. Российские компании потеряют ниши, которые займет в Иране бизнес из других стран», — убежден эксперт.

Павел Медведев напротив ждет давления на бизнес, «который не имеет абсолютно никакого отношения к ядерной и военной сферам». Например, торговля изюмом и финиками.

«Потерять свой бизнес могут совершено невинные люди. Но мы же не можем становиться в оппозицию ко всему миру и поддерживать страну, которая ведет себя подобным образом», — заключил Павел Медведев.

Иранские финики в разы дешевле сухофруктов из Палестины, Египта и США. Тегеран – крупнейший в мире экспортер фиников. Более 50% иранского экспорта в Россию составляют фрукты и овощи, объем поставок превышает 200 млн долларов. До обострения отношений с Москвой Тегеран планировал нарастить объемы продовольственного экспорта в Россию за счет морепродуктов.

Из Ирана в Россию также ввозятся фисташки, салфетки, томатная паста, концентрат для кальяна, керамогранит, растворимые напитки, табак и ковры. Значительная часть иранских товаров доставляется в астраханский порт. Кроме фирм-закупщиков в перевозке участвуют транспортно-логистические фирмы.

«Каждый день из Ирана в Астрахань приходит несколько судов и уходит оттуда с грузом обратно. Не думаю, что эта торговля пострадает», — сказал BFM.ru директор ООО «Отвозим Точка Ком» Виктор Алымов.

Но по его словам российские фирмы все платежи в торговле с Ираном осуществляют через банки этой страны, работающие в таких государствах, как, например, ОАЭ и Германия, которая хотя тоже присоединилась к санкциям, но не прекращает их деятельности.

«Санкции удорожают расчеты. Но вряд ли все перекроют», — заключил предприниматель, выразив сожаление по поводу того, что политические санкции «вредят совершенно мирной коммерческой деятельности».

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию