16+
Воскресенье, 5 мая 2024
  • BRENT $ 82.78 / ₽ 7590
  • RTS1184.68

Цитаты персоны

Все персоны
Станислав Митрахович

Станислав Митрахович

ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности и Финансового университета

Высказанные мнения:

сортировать   по рейтингу / по датерейтинг / дата
Мнение к материалу от 4 мая 2024 года:
«Ограничения против российского СПГ затронут малую часть сотрудничества. Но проблема в другом»
«Экспорт российского СПГ вырос со времен начала СВО где-то раза в полтора в Европейский Союз, он даже отчасти стал замещать российские трубопроводные поставки, хотя объемы там несопоставимы - условно говоря, СПГ, там, речь идет о том, чтобы поставлять в десять раз меньше примерно газа, если пересчитывать сжиженный газ в регазифицированную форму. Но, тем не менее, поставки растут. Какие основные страны покупают российский СПГ - это Бельгия, кстати, через Бельгию, скорее всего, регазифицированный СПГ попадает, в том числе, в Германию. Плюс есть Испания - там крупный контракт с «Ямалом СПГ». Есть еще Франция. Есть еще такой феномен, как перегрузка российскго СПГ с танкера на танкер поблизости или с использованием портов Европейского Союза - вот его как раз собираются запретить. Но, видимо, в таком случае Россия будет перегружать СПГ ближе к своим берегам - такое технически тоже возможно».
Мнение к материалу от 4 мая 2024 года:
«Новый пакет санкций ЕС может быть направлен против российского СПГ»
«Это будет иметь и символическое значение, многим политикам в ЕС просто уже нужно наконец отчитаться, почему за последние санкционные пакеты не было ничего серьезного затронуто. То есть как будто боевые действия идут, от политиков что-то требует общественное мнение, а результатов нет, поэтому им нужно что-то серьезное. Что-то серьезное - наконец-то будет СПГ, впервые за пару пакетов что-то содержательное. Экспорт российского СПГ вырос с начала СВО в полтора раза в ЕС, он даже отчасти стал замещать российские трубопроводные поставки, хотя объемы там несопоставимы, СПГ - там речь идет о том, чтобы поставлять в 10 раз меньше примерно газа, если пересчитывать сжиженный газ в регазифицированную форму, но поставки растут. Какие основные страны покупают российский СПГ, это Бельгия, через нее, скорее всего, регазифицированный СПГ попадает в Германию в том числе, то есть Германия давно уже отчиталась, что она российский газ не покупает, но физически молекулы российского газа через Бельгию, видимо, все-таки до Германии доходят. Плюс есть Испания, там крупный контракт с «Ямал СПГ», есть еще Франция. Есть такой феномен, как перегрузка российского СПГ с танкера на танкер поблизости или с использованием портов ЕС, его как раз и собираются запретить, но, видимо, в таком случае Россия будет перегружать СПГ ближе к своим берегам. Такое технически возможно, но будут при этом сокращаться доходы компании «Новатэк» в том числе. Есть проблема в том, что на перспективу российский проект «Арктик СПГ» или «Мурманский СПГ» уже не смогут ориентироваться на продажу газа в Европе. Им придется отправлять газ в Азию, то есть это будет либо Северный морской путь, но для этого нужны дополнительные инвестиции в инфраструктуру, ледоколы нужны, либо будет идти речь о поставках вокруг Европы, сейчас вокруг еще Африки, учитывая проблемы в Красном море, в Азию. Это менее удобный с точки зрения логистики маршрут, но стоимость газа должна оправдать даже подобное увеличение продолжительности пути. Сейчас порядка 20% с «Ямал СПГ» идет в Азию, видимо, на каком-то этапе почти 100% будет идти в Азию».
Мнение к материалу от 20 апреля 2024 года:
«Байден: США произвели первые 90 килограммов обогащенного урана и будут наращивать собственное производство»
«Почему США этим не занимались, потому что на каком-то этапе, хотя у них были подобные технологии, они решили, что проще в условиях глобализации закупать уже готовый продукт. Сейчас, по мере деглобализации, обострения противостояний и всего прочего они, конечно, пытаются воссоздать свою промышленность, это требует времени. Сейчас, по мере того, как эта промышленность будет воссоздана, американцы, скорее всего, запретят уже закупки самим себе российского урана и обогащенного урана. Кстати, похожая ситуация с редкоземельными металлами, почему Китай в таком объеме их поставляет, это ведь не то, что в других регионах мира этого нет, просто американцы на каком-то этапе решили, что это довольно грязное производство и по цене, и по экологии, проще закупать. Сейчас, по мере скатывания мира к новым форматам противостояния и деглобализации, приходится возрождать собственную промышленность, это что-то типа импортозамещения по-американски. Сейчас, кстати, атомная повестка в Америке снова на хорошем счету, в отличие от Европы, там планируется строительство множества новых электростанций, и, скорее всего, для всего этого потребуется обогащенный уран, который американцы, уверен, будут делать сами. Урана в мире в принципе много и, учитывая, что есть планы у Америки наращивать собственное производство, наверное, что-то похожее будет в Европе, я думаю, что лет через пять российские поставки туда прекратятся, или даже раньше, если, конечно, политическая конъюнктура не изменится. Если сравнивать с доходами от экспорта, скажем, нефти, нефтепродуктов, то уран - это небольшие деньги. А мы будем больше поставлять урана и обогащенного урана, и уже готового атомного топлива на рынки стран глобального Юга и Востока, где сейчас наши основные атомные проекты сосредоточены. У нас большие проекты, у нас больше, чем у кого-либо в мире и компетенций, и умений строить. Самих проектов у нас много, это Египет и Китай с Индией, и Бангладеш, еще там много других стран, которые с нами будут работать».
Мнение к материалу от 23 марта 2024 года:
«Беспилотники атаковали нефтеперерабатывающие заводы в Самарской области»
«Если удары продолжатся и не получится быстро защитить эти НПЗ, то можно ожидать дальнейшего снижения уровня переработки в РФ. Он уже, видимо, достиг нескольких процентов, хотя западные источники рисуют, что уже чуть ли не несколько десятков процентов в России повреждены от всего объема переработки, но, скорее всего, это преувеличения. Все НПЗ, которые попали под раздачу, это важные НПЗ, они все находятся в Европейской части России и преимущественно работают в Европейской части России. Я полагаю, что ремонты пройдут успешно, и защита НПЗ с помощью средств ПВО будет налажена, и ударов будет меньше. Можно ли считать, что Financial Times сообщения специально опубликовала, чтобы повлиять на Зеленского? У Запада и у американцев, в частности, есть более прямой способ влияния на Зеленского, достаточно позвонить по телефону, нет необходимости устраивать такой коммуникационный аттракцион. Не исключено, что публикация нужна для того, чтобы лишний раз снять ответственность с американцев на фоне возможной эскалации конфликта, сказать, что американцы ни при чем. Как удары повлияют на цены на нефть? С одной стороны, цены растут, с другой стороны, если Россия уменьшит объем переработки нефти, то, возможно, что на горизонте ближайших нескольких недель будет увеличен экспорт сырой нефти из России, в этом плане предложение сырой нефти на мировом рынке может вырасти, цены снизятся, в случае если удары по РФ будут продолжаться. В качестве ответной меры Россия может под каким-то официальным или не официальным предлогом сделать так, чтобы казахстанская нефть в меньшей степени шла на мировые рынки, а надо понимать, что казахстанскую нефть добывают, в том числе, американские компании, которые являются инвесторами в проекты на территории Казахстана. То есть она может дополнительно уменьшить приток нефти на мировые рынки и спровоцировать рост цен. Такая опция теоретически остается, и хорошо, что FT миру показывает, что американцы в курсе, что у России такая опция есть».
Мнение к материалу от 22 марта 2024 года:
«Нефтяники бьют тревогу из-за нехватки вагонов-цистерн»
«В целом, нужно понимать, что всегда есть некоторое напряжение между интересами тех, кто, собственно, хочет обеспечить перевозку, и теми, кто хочет, чтобы перевезли его товар, то есть нефтяниками, и теми, кто организует эту перевозку. Всегда нефтяники пытаются сделать так, чтобы перевозка была более дешевая, чтобы были альтернативные варианты. Вторая составляющая связана с тем, что в России существуют проблемы с парком вагонов, и в том числе вагонов-цистерн. Его необходимо обновлять, и тут возникает вопрос, кто конкретно за это будет платить в первую очередь: заказчики или те, кто организует услугу, или, может быть, это вообще вопрос к производителям. Это те проблемы, которые возникают в России с учетом необходимости перестройки логистики из-за санкционного конфликта с Западом. Часть грузов необходимо перенаправить на внутренний рынок, часть грузов у нас теперь направляется в восточном направлении. Я думаю, что, на самом деле, какой-то катастрофической ситуации нет, потому что был бы катастрофизм — у нас с вами наблюдалась бы уже нехватка бензина и других видов нефтепродуктов и сжиженных углеводородных газов, был бы резкий рост цен. Тем не менее я понимаю мотив нефтяников, которые предлагают что-то сделать. Я думаю, движение будет в сторону того, чтобы строить свои собственные вагоны, тем более, это часть индустриального проекта, который позволяет экономику развивать. Но сколько времени для этого потребуется — это уже отдельный вопрос. По всей видимости, это задача на несколько лет вперед».

загрузить еще...

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию